Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09
Арендная плата за государственную землю в размере не более 2% кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению независимо от того, установлены ли органами государственной власти субъектов РФ в развитие положений Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения, условия и сроки внесения арендной платы, а также от внесения в договор аренды соответствующих изменений.
ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 N 9069/11
Публичное образование при сдаче им в аренду принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступает одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, который наделен в установленных законом случаях правом издавать нормативные правовые акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В то же время в данном случае договор аренды был заключен в 1997 году, то есть до вступления в силу ЗК РФ, в том числе ст. 22, 65, предусматривающих нормативное регулирование платы за землю, а муниципальное образование первоначально не являлось арендодателем земельного участка. Кроме того, в договоре стороны согласовали твердый размер арендной платы, специально указав на невозможность ее изменения арендодателем в одностороннем порядке.
Таким образом, в данном случае с последующим переходом прав арендодателя к муниципальному образованию последнее тем не менее не приобрело право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, установленный договором.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КОММЕНТАРИЙ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 65 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
КОММЕНТАРИЙ
ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 65
ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09
Арендная плата за государственную землю в размере не более 2% кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению независимо от того, установлены ли органами государственной власти субъектов РФ в развитие положений Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения, условия и сроки внесения арендной платы, а также от внесения в договор аренды соответствующих изменений.
ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 N 9069/11
Публичное образование при сдаче им в аренду принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступает одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, который наделен в установленных законом случаях правом издавать нормативные правовые акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В то же время в данном случае договор аренды был заключен в 1997 году, то есть до вступления в силу ЗК РФ, в том числе ст. 22, 65, предусматривающих нормативное регулирование платы за землю, а муниципальное образование первоначально не являлось арендодателем земельного участка. Кроме того, в договоре стороны согласовали твердый размер арендной платы, специально указав на невозможность ее изменения арендодателем в одностороннем порядке.
Таким образом, в данном случае с последующим переходом прав арендодателя к муниципальному образованию последнее тем не менее не приобрело право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, установленный договором.
Ответственный за комментарии
судья
СЕМЕНОВА З.Г.
судья
СЕМЕНОВА З.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)