Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Строка N 20
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.,
судей Бабкиной Г.Н., Востриковой Г.Ф.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Агафоновой Р.Г.
гражданское дело по иску В., К. к открытому акционерному обществу "Центр кадровой и социальной работы" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ОАО "Центр кадровой и социальной работы"
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года
(судья Попова Н.Н.),
установила:
В. и К. обратились в суд с иском к ОАО "Центр кадровой и социальной работы" о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на комнату N ... в доме N ... по ул. ... г. Воронежа. Истцы указали, что с 80-х годов являются нанимателями указанной комнаты, где постоянно проживают. Общежитие было построено в 1976 г. и принадлежало федеральному государственному предприятию Центру кадровой и социальной работы ТСО "Воронежстрой", а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал АООТ "ЦКСР", в настоящее время преобразованного в ОАО "ЦКСР". Сделка по приватизации общежития, по мнению истцов, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность. Истцы имеют право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО "ЦКСР" препятствует истцам в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 7 - 8).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года исковые требования В. и К. удовлетворены (л.д. 84, 85 - 91).
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Центр кадровой и социальной работы" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального права (л.д. 96).
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 10.03.1993 года создана комиссия по приватизации государственного предприятия "Центр кадровой и социальной работы", разработавшая план приватизации ЦКСР ТСО "Воронежстрой", утвержденный в дальнейшем решением комитета от 05.10.1993 года N 2136, и общежитие, находящееся по адресу: г. Воронеж, ул. ..., дом ..., вошло в указанный план приватизации.
Решением Малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов 03.09.1993 года N 201 ЦКСР ТСО "Воронежстрой" приватизировано с включением в уставный фонд, в том числе, и стоимости зданий общежитий (л.д. 20).
Согласно утвержденному плану приватизации решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 05.10.1993 года N 2137 товарищество с ограниченной ответственностью ЦКСР ТСО "Воронежстрой" преобразовано в акционерное общество открытого типа ЦКСР (л.д. 65), в настоящее время - ОАО "ЦКСР".
Право собственности АООТ "ЦКСР" на спорное общежитие зарегистрировано бюро технической инвентаризации Коминтерновского района 21.10.1994 года (л.д. 64). В дальнейшем право собственности ОАО "ЦКСР" зарегистрировано ГУ ФРС по Воронежской области 15.09.2006 года (л.д. 9).
Согласно ст. 9 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего на момент приватизации указанного общежития, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Федеральным законом от 23.12.1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Таким образом, из смысла вышеназванных норм следует, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относится и спорное общежитие, являющееся до приватизации государственной собственностью, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с правом граждан, занимающих данное жилое помещение, приобрести его в свою собственность в порядке приватизации.
Истцы приобрели право пользования общежитием до перехода права собственности на него от государства к ОАО "ЦКСР", до утверждения плана приватизации АООТ "ЦКСР", зарегистрированы в общежитии: К. - с 07.02.1986 года, В. - с 05.05.1989 года (л.д. 11, 13, 17, 19, 23 - 24).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу, исследовал доводы истцов и представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о признании за ними права собственности в порядке приватизации на комнату N ... в доме N ... по ул. ... г. Воронежа.
В соответствии с требованиями ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
То обстоятельство, что в нарушение вышеназванных норм спорное общежитие неправомерно было включено в состав приватизируемого имущества государственного предприятия, не может повлиять на права истцов на приобретение занимаемой ими комнаты в собственность, поскольку они вселились и проживали в ней до перехода общежития в собственность ответчика.
Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Центр кадровой и социальной работы" судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они не основаны на нормах материального права. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" возможна передача жилого помещения в порядке приватизации в общую долевую собственность лиц, проживающих в этом жилом помещении. Занимаемая истцами комната является изолированным жилым помещением. Судом нормативно обоснована возможность приватизации комнаты в общежитии, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части также нельзя признать убедительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Центр кадровой и социальной работы" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.01.2013 N 33-220
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 33-220
Строка N 20
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.,
судей Бабкиной Г.Н., Востриковой Г.Ф.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Агафоновой Р.Г.
гражданское дело по иску В., К. к открытому акционерному обществу "Центр кадровой и социальной работы" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ОАО "Центр кадровой и социальной работы"
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года
(судья Попова Н.Н.),
установила:
В. и К. обратились в суд с иском к ОАО "Центр кадровой и социальной работы" о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на комнату N ... в доме N ... по ул. ... г. Воронежа. Истцы указали, что с 80-х годов являются нанимателями указанной комнаты, где постоянно проживают. Общежитие было построено в 1976 г. и принадлежало федеральному государственному предприятию Центру кадровой и социальной работы ТСО "Воронежстрой", а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал АООТ "ЦКСР", в настоящее время преобразованного в ОАО "ЦКСР". Сделка по приватизации общежития, по мнению истцов, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность. Истцы имеют право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО "ЦКСР" препятствует истцам в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 7 - 8).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года исковые требования В. и К. удовлетворены (л.д. 84, 85 - 91).
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Центр кадровой и социальной работы" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального права (л.д. 96).
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 10.03.1993 года создана комиссия по приватизации государственного предприятия "Центр кадровой и социальной работы", разработавшая план приватизации ЦКСР ТСО "Воронежстрой", утвержденный в дальнейшем решением комитета от 05.10.1993 года N 2136, и общежитие, находящееся по адресу: г. Воронеж, ул. ..., дом ..., вошло в указанный план приватизации.
Решением Малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов 03.09.1993 года N 201 ЦКСР ТСО "Воронежстрой" приватизировано с включением в уставный фонд, в том числе, и стоимости зданий общежитий (л.д. 20).
Согласно утвержденному плану приватизации решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 05.10.1993 года N 2137 товарищество с ограниченной ответственностью ЦКСР ТСО "Воронежстрой" преобразовано в акционерное общество открытого типа ЦКСР (л.д. 65), в настоящее время - ОАО "ЦКСР".
Право собственности АООТ "ЦКСР" на спорное общежитие зарегистрировано бюро технической инвентаризации Коминтерновского района 21.10.1994 года (л.д. 64). В дальнейшем право собственности ОАО "ЦКСР" зарегистрировано ГУ ФРС по Воронежской области 15.09.2006 года (л.д. 9).
Согласно ст. 9 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего на момент приватизации указанного общежития, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Федеральным законом от 23.12.1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Таким образом, из смысла вышеназванных норм следует, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относится и спорное общежитие, являющееся до приватизации государственной собственностью, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с правом граждан, занимающих данное жилое помещение, приобрести его в свою собственность в порядке приватизации.
Истцы приобрели право пользования общежитием до перехода права собственности на него от государства к ОАО "ЦКСР", до утверждения плана приватизации АООТ "ЦКСР", зарегистрированы в общежитии: К. - с 07.02.1986 года, В. - с 05.05.1989 года (л.д. 11, 13, 17, 19, 23 - 24).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу, исследовал доводы истцов и представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о признании за ними права собственности в порядке приватизации на комнату N ... в доме N ... по ул. ... г. Воронежа.
В соответствии с требованиями ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
То обстоятельство, что в нарушение вышеназванных норм спорное общежитие неправомерно было включено в состав приватизируемого имущества государственного предприятия, не может повлиять на права истцов на приобретение занимаемой ими комнаты в собственность, поскольку они вселились и проживали в ней до перехода общежития в собственность ответчика.
Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Центр кадровой и социальной работы" судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они не основаны на нормах материального права. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" возможна передача жилого помещения в порядке приватизации в общую долевую собственность лиц, проживающих в этом жилом помещении. Занимаемая истцами комната является изолированным жилым помещением. Судом нормативно обоснована возможность приватизации комнаты в общежитии, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части также нельзя признать убедительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Центр кадровой и социальной работы" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)