Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2012 N 33-3125/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. N 33-3125/2012


Судья Прохорова Г.Э.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Мищенко С.В., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 06 июня 2012 года, которым И. отказано в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене решения Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения Андомское от N ... и постановления Администрации сельского поселения Андомское от N ... о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в списках нуждающихся в указанных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., объяснения И., судебная коллегия

установила:

решением Администрации сельского поселения Андомское от N ... семья И. в составе двух человек была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 8).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Андомское от N ... со ссылкой на статью 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ и на пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации И. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного человека более учетной нормы (л.д. 22).
Постановлением администрации сельского поселения Андомское от N ... со ссылкой на пункты 2 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и на статью 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ И. была снята с очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного человека более учетной нормы и намеренным ухудшением своих жилищных условий (л.д. 23).
28.05.2012 И. обратилась в суд с заявлением, в котором оспаривала правомерность указанного решения и постановления.
Требования мотивировала тем, что с она была зарегистрирована в принадлежащей ее бабушке М.Г.Н. на праве собственности квартире N ..., общей площадью ... кв. м, расположенной по адресу:. Бабушка умерла. С в квартире был зарегистрирован ее сын И.М., года рождения. После смерти бабушки квартира перешла по наследству по ... доле к ее матери И.Е.В. и ее сестре Т.Л.В., которые приняли решение о продаже данной квартиры и оформили договор купли-продажи. Для совершения сделки купли-продажи указанной квартиры она снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в принадлежащем ее матери и Т.Л.В. в равных долях жилом доме общей площадью ... кв. м по адресу:. ее мать И.Е.В. продала принадлежащую ей ... долю в праве собственности на дом в деревне П.М.Н. В настоящее время в указанном доме зарегистрировано ... человек. Она не согласна с выводом о том, что намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью встать на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку от ее волеизъявления не зависела продажа квартиры бабушки, где она проживала и части дома в деревне. Просила признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения Андомское и постановление Администрации сельского поселения Андомское о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не соответствующими законодательству и отменить их, а также обязать администрацию сельского поселения Андомское восстановить ее в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи три человека.
В судебном заседании И. свои требования поддержала и просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Андомское по доверенности М. заявленные И. требования не признала, пояснив, что при решении вопроса о постановке заявителя на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения Администрация поселения не располагала информацией о том, что И. в ... году добровольно выписалась из ... благоустроенной квартиры в городе. Была проведена проверка законности постановки И. на учет, выявившая, что она намеренно осуществила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилье. Считала незаконной постановку на учет нуждающихся в жилье И., в связи с чем просила в удовлетворении заявления И. отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Андомское по доверенности З. возражал против удовлетворения заявления, поскольку считал, что И. добровольно выписалась из занимаемой ею квартиры, чтобы мать и тетка могли ее продать. Зарегистрировавшись с малолетним сыном в дачном доме в деревне ..., заявитель в нем не проживала, так как работала в городе по месту своего фактического проживания. Заключив с матерью договор найма жилого помещения, она изменила порядок пользования жилым помещением, поскольку при регистрации в доме по адресу: имела право пользоваться домом площадью ... кв. м, а договор найма позднее заключила на пользование комнатой площадью ... кв. м. Таким образом, обеспеченность жилой площадью на одного человека ее семьи составила меньше учетной нормы, которая по сельскому поселению Андомское составляет ... кв. м. Снятие заявителя с регистрационного учета из квартиры члена семьи, заключение в последующем также с членом семьи договора найма жилого помещения оценивал как действия, направленные на получение права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Установив данное обстоятельство, администрация сельского поселения Андомское правомерно приняла решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилье на основании статьи 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе И., указывая на нарушение конституционных прав на жилище, просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что оно подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд пришел к выводу, что И. совершены действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того, суд посчитал, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения Андомское не подлежит обжалованию в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не имеет правовых последствий для заявителя и принято не должностным лицом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда исходя из следующего.
Согласно требованиям статей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 2 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с жилищного учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенных норм права, учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания ее нуждающимися в жилом помещении является юридически значимым при рассмотрении данного дела.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судебная коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, продажа квартиры, в которой была зарегистрирована семья заявителя, ее матерью - И.Е.В., вступившей в права наследства, и заключение договора найма жилого помещения между И. и ее матерью нельзя признать умышленными и недобросовестными и являющимися препятствием для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении, поскольку доказательств того, что указанные договоры, которые сами по себе не противоречат закону, были заключены с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в материалах дела не имеется. Указанное обстоятельство оспаривалось заявителем, а иные имеющиеся в материалах дела доказательства также нельзя признать с достоверностью доказывающими указанные обстоятельства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что действия И. нельзя признать умышленными и недобросовестными, поскольку заключение купли-продажи квартиры, расположенной по адресу:, от нее никак не зависело. Кроме того, заключение договора найма с собственником жилого помещения не противоречит закону. Притом, что в настоящее время данный договор утратил силу, в связи с переходом права собственности на ... долю в праве собственности на жилой дом к другому лицу.
Доводы о том, что И. до заключения договора найма имела право пользоваться всем домом, расположенным по адресу:, площадью ... кв. м противоречат материалам дела, поскольку она была зарегистрирована в данном доме с разрешения своей матери, которой принадлежала на праве собственности лишь ... доля в праве собственности на данный дом общей площадью ... кв. м. Это на состав семьи из двух человек при учетной норме в сельском поселении в ... кв. м является обеспеченностью менее учетной нормы. В настоящее время заявитель также имеет регистрацию в указанном доме, а состав ее семьи с рождением второго ребенка увеличился, следовательно, она не утратила право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного не подлежит применению положение пункта 1 статьи 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан", согласно которого изменение порядка пользования жилым помещением является основанием для принятия граждан, совершивших данные действия, на учет лишь через пять лет после их совершения.
Вывод суда первой инстанции о том, что решение общественной комиссии не подлежит обжалованию в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также является несостоятельным, поскольку возглавляет данную комиссии заместитель главы администрации сельского поселения Андомское М., которая является должностным лицом, действия которого граждане и организации могут обжаловать в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления И. частично, поскольку заявитель просила обязать восстановить ее в очереди с составом семьи три человека, однако в материалах дела не имеется сведений о том, что она состояла на учете именно с таким составом семьи. При этом из материалов дела следует, что И. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи два человека.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 06 июня 2012 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Андомское от N ... и постановление администрации сельского поселения Андомское от N ... в части снятия с очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, И.
Обязать администрацию сельского поселения Андомское восстановить И. в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи два человека.

Председательствующий
А.А.КОНИЧЕВА

Судьи
С.В.МИЩЕНКО
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)