Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4672

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N 33-4672


Судья: Узинская С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Саратовской области к З. о взыскании суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации в размере 63 303 рублей 42 копеек и бюджет Саратовской области в размере 84 404 рублей 56 копеек, по апелляционной жалобе З. на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 04 июня 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Поляниной О.А., объяснения З., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области Л., Счетной платы Саратовской области Ц., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, материалы дела, судебная коллегия

установила:

министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование исковых требований указало, что З., как участнику федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858, предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на семью из четырех человек в сумме 967 680 рублей, из которых за счет областного бюджета - 552 960 рублей, за счет федерального бюджета - 414 720 рублей.
На основании договора купли-продажи жилого дома от 27 мая 2010 года З. приобрела в селе Идолга Татищевского района Саратовской области жилое помещение, площадью 60,7 кв. метров за 1 300 000 рублей. Фактическая стоимость приобретенного 1 кв. метра жилья составила 21 416 рублей 80 копеек. Размер субсидии должен был составить 819 972 рубля 02 копейки. З. неосновательно сберегла часть полученной от министерства социальной выплаты в размере 147 707 рублей 98 копеек. Поскольку фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади приобретенного З. жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит перерасчету, исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади приобретенного жилья.
Рассмотрев заявленные требования, судом постановлено вышеуказанное решение.
З. не согласилась с данным решением и в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая, что расчет субсидии производился министерством, денежные средства наличными З. не получала, в связи с чем неосновательного обогащения с ее стороны не было. Автор жалобы указывает, что суд не устанавливал среднерыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Саратовской области на момент заключения договора купли-продажи дома, не учел материальное положение семьи, не предоставил рассрочку платежа.
В возражениях на апелляционную жалобу Счетная плата Саратовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Татищевского муниципального района Саратовской области не возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что Министерство в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Постановление N 858) и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утверждено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства Российской Федерации изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 83 федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" дополнена приложением N 16 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов".
У вышеуказанного Приложения N 16 имеется Приложение N 1 "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
В соответствии с п. 26 Положения право на получение социальных выплат имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Положения.
В силу п. 8 Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 Положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Из п. 12 Положения следует, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в настоящем Типовом положении, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N с приложением документов, указанных в данном пункте.
В п. 1 распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 января 2010 года N 40-р (в редакции от 18 октября 2010 года) "Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета безвозмездной финансовой помощи (субсидии) при реализации Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и федеральных целевых программ" установлена на I, II, III и IV кварталы 2010 года средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных районах области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета безвозмездной финансовой помощи (субсидии): для жилых помещений, приобретаемых на вторичном рынке, согласно Приложению.
В Приложении к данному распоряжению для Идолгского муниципального образования (сельское поселение) Татищевского муниципального района Саратовской области стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений установлена в размере 19 298 руб.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2010 года З. обратилась в администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области с вопросом о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
28 мая 2010 года жилищной комиссией при администрации Татищевского муниципального района Саратовской области принято решение о включении семьи З. в составе четырех человек в список участников федеральной целевой программы.
19 мая 2010 года между Акционерным коммерческим Сберегательным Банком Российской Федерации и З. заключен договор о банковском счете для обслуживания государственных программ, где указан размер субсидии - 967 680 рублей.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 27 мая 2010 года З., ее муж - ФИО8 и несовершеннолетние дети ФИО9 и ФИО10 приобрели у ФИО11 в общую долевую собственность жилой дом общей площадью 60,7 кв. метров, в том числе жилой - 44,5 кв. метров, и земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, за 1 350 000 рублей, из которых стоимость дома составила 1 300 000 рублей.
В соответствии с условиями договора оплата жилого дома должна быть произведена продавцу лично З. в сумме 332 320 рублей до подписания договора, остальная часть в размере 967 680 рублей - Министерством со счета З. на счет продавца.
02 июня 2010 года и 07 июня 2010 года на счет по обслуживанию государственного жилищного сертификата З. от Министерства поступило 414 720 рублей и 552 960 рублей, счет закрыт 15 июня 2010 года.
Разница в стоимости приобретенного З. дома между рыночной и приобретательской стоимостью составила 147 707, 98 рублей.
Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Районный суд пришел к выводу о том, что З. неосновательно сберегла часть полученной от Министерства социальной выплаты в размере 147 707,98 рублей, которая на основании п. 9 Положения подлежит возврату.
Соглашаясь с выводом суда, судебная коллегия отмечает, что действия З. не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению расчета/перерасчета размера социальной выплаты. Вместе с тем, судебная коллегия находит, что со стороны З., имело место неосновательное обогащение.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Несостоятелен доводы жалобы о не установлении судом размера среднерыночной стоимости 1 кв. метра жилья на момент заключения договора купли-продажи жилого дома. Расчет размера социальной выплаты произведен Министерством, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Саратовской области в соответствии с п. 9 Положения, перерасчет - исходя из фактической стоимости 1 кв. метра приобретенного ответчиком жилья.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Татищевского районного суда Саратовской области от 04 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)