Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4425/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу N 33-4425/2012


Председательствующий: Соснин И.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании 25.07.2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Г.О. на решение Центрального районного суда г. Омска от 23.05.2012, которым постановлено:
"Исковые требования Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области в интересах Б.О.В. удовлетворить.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Б.О.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия

установила:

Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области в интересах Б.О.В. обратился в суд с иском к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование указал, что Б.О.В. является ребенком-сиротой. Решением исполнительного комитета Красноусовского сельского совета народных депутатов N 23 от 04.07.1991 г. опекуном несовершеннолетней Б.О.В. назначена опекун Г.А.В., жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось. С 2005 г. по 2009 г. Б.О.В. обучалась в БОУ СПО "Тюкалинский педагогический колледж" Омской области. Б.О.В. имеет на иждивении малолетнюю дочь З.Д.А. <...> года рождения, зарегистрирована и проживает у бывшего опекуна по адресу: Омская область, Тюкалинский район, с. К., ул. Распоряжением главы администрации Красноусовского сельского поселения Тюкалинского муниципального района N 9 от 06.03.2009 г. "О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении" Б.О.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили жилое помещение.
Просил суд возложить на Правительство Омской области, Министерство образования Омской области обязанность предоставить Б.О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций из областного бюджета.
В судебном заседании представитель Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области Ч. исковые требования поддержал.
Представитель Министерства образования Омской области Г.В., представитель Министерства имущественных отношений Омской области С. требования не признали.
Представители Правительства Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовали. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Г.О. просила решение отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что полномочие Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по обеспечению жилыми помещениями начинается непосредственно после получения заявки от Министерства образования. Заявка Министерства образования о планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в 2012 году не поступала, следовательно, полномочий по обеспечению жилыми помещениями у Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не возникло. При таких обстоятельствах, поскольку Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области вправе приобретать жилые помещения только путем участия в долевом строительстве, а такой договор не заключен, то Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, указывает, что вынесенное решение противоречит сложившейся в Омской области практике рассмотрения вопроса замены стороны в исполнительном производстве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 74 - 81), о причинах неявки не известили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение в дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Б.О.В. и заключение прокурора Ивановой Е.В. согласившихся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Красноусовского сельского совета народных депутатов N 23 от 04.07.1991 г. опекуном несовершеннолетней Б.О.В. назначена опекун Г.А.В., в связи с тем, что мать несовершеннолетней Б.О.В. - Б.Т.С. умерла (л.д. 14),
Указанный в свидетельстве о рождении отец Б.О.В. - Б.В. умер 18.04.1994 г. (л.д. 15).
Жилое помещение за Б.О.В. не закреплялось (л.д. 18).
В период с 2005 г. по 2009 г. Б.О.В. обучалась в ГОУ Омской области СПО "Тюкалинский педагогический колледж" (л.д. 20).
Распоряжением главы администрации Красноусовского сельского поселения Тюкалинского муниципального района N 9 от 06.03.2009 г. "О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении" Б.О.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 7, 8).
На момент принятия истца на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет.
Согласно сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Б.О.В. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 23, 24, 25).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Б.О.В. имеет на иждивении малолетнюю дочь З.Д.А., рождения (л.д. 17), зарегистрирована и проживает у бывшего опекуна по адресу: Омская область, Тюкалинский район, с. К., ул. (л.д. 13).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее "федеральный закон") определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Пункты 15, 15.1, 16, ст. 44 названного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 1 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений по Омской области, с чем судебная коллегия соглашается и ссылки в жалобе на то, что полномочий по обеспечению жилыми помещениями у Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не имеется, отклоняются согласно приведенным выше выводам.
Указания в жалобе на то, что вынесенное решение противоречит сложившейся в Омской области практике рассмотрения вопроса замены стороны в исполнительном производстве, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат Порядку обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п.
Ссылки в жалобе на то, что поскольку Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области вправе приобретать жилые помещения только путем участия в долевом строительстве, исполнить решение суда в добровольном порядке не представляется возможным, не могут повлечь отмену принятого решения, в связи с тем, что данные обстоятельства касаются вопросов исполнения решения суда на основании ФЗ "Об исполнительном производстве".
При рассмотрении искового заявления суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Омска от 23.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)