Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Барбуца О.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Голикова А.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения "Усть-Кулом" на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года, которым: признаны незаконными постановления администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... и от...; администрация сельского поселения "Усть-Кулом" обязана восстановить Б.Т. ФИО10 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; взыскана с администрации сельского поселения "Усть-Кулом" за счет средств казны муниципального образования сельского поселения "Усть-Кулом" в пользу Б.Т. компенсация морального вреда в размере... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере...) рублей.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., судебная коллегия
установила:
Б.Т. обратилась в суд с заявлением к администрации сельского поселения "Усть-Кулом" об оспаривании решения органа местного самоуправления, о возложении обязанности по совершению определенных действий, о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что с 2009 года истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что дом по месту регистрации истицы и ее двоих детей, находящийся по адресу:...4, признан по заключению межведомственной комиссии непригодным для проживания. Дом принадлежит на праве собственности Б.Э., матери истицы. Постановлением администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... истица снята с учета, и постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> признано утратившим силу. Также постановлением администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... признано утратившим силу и постановление... о признании семьи малоимущей. Спорные постановления приняты необоснованно и с нарушением норм законодательства. На основании изложенного истец просит признать спорные постановления незаконными, возложить обязанность по восстановлению истицы и ее детей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме... рублей и расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании Б.Т. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - руководитель администрации сельского поселения "Усть-Кулом" Р. исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель администрации сельского поселения "Усть-Кулом" просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... Б.Т. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
10 марта 2009 года истица обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения "Усть-Кулом" о признании Б.Т. и ее семьи малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Комиссией по жилищным вопросам администрации сельского поселения "Усть-Кулом"....2009 вынесено решение об отнесении истицы к категории малоимущих лиц.
Постановлением от... Б.Т. признана малоимущей в целях получения жилья на условиях социального найма.
На основании постановления от... истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением от... постановления... признаны утратившими силу. Постановлением от... 220 постановление руководителя администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... признано утратившим силу.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования Б.Т., суд исходил из того, что постановление от 28.09.2012 N 205 в нарушении действующего законодательства не содержит оснований для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права, в связи с чем является верным.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми".
Решением Совета сельского поселения "Усть-Кулом" от 02.10.2008 N I-38-180 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в размере данного прожиточного минимума на момент подачи заявления для признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования сельского поселения "Усть-Кулом" по договорам социального найма.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Исходя из положений части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчиком не были соблюдены вышеуказанные требования закона.
Кроме того, доказательств того, что вынесению оспариваемых постановлений предшествовала переоценка ответчиком размера среднедушевого дохода семьи Б.Т., а также, что изменились обстоятельства признания гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции относительно незаконности принятия администрацией сельского поселения "Усть-Кулом" оспариваемых постановлений, нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения данного дела.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, что характер нарушений прав Б.Т., связан с нарушением ее прав на улучшение жилищных условий, незаконность спорных постановлений изданных ответчиком, само по себе является достаточным доказательством, подтверждающим причинение истице морального вреда, оправданных нравственных страданий, связанных с утратой доверия Б.Т. к действиям органов местного самоуправления, негативными переживаниями в связи с невозможностью добиться своевременной защиты нарушенных жилищных прав.
Доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда, поскольку сводятся к утверждению о том, что в ходе судебного разбирательства были представлены сведения о доходах истицы, позволяющие произвести переоценку среднедушевого дохода, однако ответчиком не учтено, что все вышеуказанные сведения должны быть приняты за основу при вынесении администрацией оспариваемых постановлений, и должны были найти в них свое отражение. При этом установление администрацией вышеприведенных обстоятельств уже после принятия оспариваемых постановлений является несвоевременным, и не имеет правового значения применительно к судебной оценке оспариваемых актов на предмет их законности и обоснованности.
Ссылка в жалобе на наличие обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для данного дела, также не опровергает правильных выводов суда, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают обоснованность действий ответчика по принятию оспариваемых постановлений.
Довод жалобы о том, что судом не было разрешено требование о восстановлении в очереди несовершеннолетних детей истицы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае указанное право несовершеннолетних членов семьи производно от права самой истицы, и в отношении данного права судом решение принято. В этой связи решение вопроса о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении членов семьи истицы не относится к предмету самостоятельного судебного рассмотрения, а потому принятие отдельного решения по данному вопросу не требуется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Усть-Кулом" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2638АП/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N 33-2638АП/2013
Судья: Барбуца О.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Голикова А.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения "Усть-Кулом" на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года, которым: признаны незаконными постановления администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... и от...; администрация сельского поселения "Усть-Кулом" обязана восстановить Б.Т. ФИО10 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; взыскана с администрации сельского поселения "Усть-Кулом" за счет средств казны муниципального образования сельского поселения "Усть-Кулом" в пользу Б.Т. компенсация морального вреда в размере... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере...) рублей.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., судебная коллегия
установила:
Б.Т. обратилась в суд с заявлением к администрации сельского поселения "Усть-Кулом" об оспаривании решения органа местного самоуправления, о возложении обязанности по совершению определенных действий, о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что с 2009 года истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что дом по месту регистрации истицы и ее двоих детей, находящийся по адресу:...4, признан по заключению межведомственной комиссии непригодным для проживания. Дом принадлежит на праве собственности Б.Э., матери истицы. Постановлением администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... истица снята с учета, и постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> признано утратившим силу. Также постановлением администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... признано утратившим силу и постановление... о признании семьи малоимущей. Спорные постановления приняты необоснованно и с нарушением норм законодательства. На основании изложенного истец просит признать спорные постановления незаконными, возложить обязанность по восстановлению истицы и ее детей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме... рублей и расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании Б.Т. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - руководитель администрации сельского поселения "Усть-Кулом" Р. исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель администрации сельского поселения "Усть-Кулом" просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... Б.Т. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
10 марта 2009 года истица обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения "Усть-Кулом" о признании Б.Т. и ее семьи малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Комиссией по жилищным вопросам администрации сельского поселения "Усть-Кулом"....2009 вынесено решение об отнесении истицы к категории малоимущих лиц.
Постановлением от... Б.Т. признана малоимущей в целях получения жилья на условиях социального найма.
На основании постановления от... истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением от... постановления... признаны утратившими силу. Постановлением от... 220 постановление руководителя администрации сельского поселения "Усть-Кулом" от... признано утратившим силу.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования Б.Т., суд исходил из того, что постановление от 28.09.2012 N 205 в нарушении действующего законодательства не содержит оснований для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права, в связи с чем является верным.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми".
Решением Совета сельского поселения "Усть-Кулом" от 02.10.2008 N I-38-180 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в размере данного прожиточного минимума на момент подачи заявления для признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования сельского поселения "Усть-Кулом" по договорам социального найма.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Исходя из положений части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчиком не были соблюдены вышеуказанные требования закона.
Кроме того, доказательств того, что вынесению оспариваемых постановлений предшествовала переоценка ответчиком размера среднедушевого дохода семьи Б.Т., а также, что изменились обстоятельства признания гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции относительно незаконности принятия администрацией сельского поселения "Усть-Кулом" оспариваемых постановлений, нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения данного дела.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, что характер нарушений прав Б.Т., связан с нарушением ее прав на улучшение жилищных условий, незаконность спорных постановлений изданных ответчиком, само по себе является достаточным доказательством, подтверждающим причинение истице морального вреда, оправданных нравственных страданий, связанных с утратой доверия Б.Т. к действиям органов местного самоуправления, негативными переживаниями в связи с невозможностью добиться своевременной защиты нарушенных жилищных прав.
Доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда, поскольку сводятся к утверждению о том, что в ходе судебного разбирательства были представлены сведения о доходах истицы, позволяющие произвести переоценку среднедушевого дохода, однако ответчиком не учтено, что все вышеуказанные сведения должны быть приняты за основу при вынесении администрацией оспариваемых постановлений, и должны были найти в них свое отражение. При этом установление администрацией вышеприведенных обстоятельств уже после принятия оспариваемых постановлений является несвоевременным, и не имеет правового значения применительно к судебной оценке оспариваемых актов на предмет их законности и обоснованности.
Ссылка в жалобе на наличие обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для данного дела, также не опровергает правильных выводов суда, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают обоснованность действий ответчика по принятию оспариваемых постановлений.
Довод жалобы о том, что судом не было разрешено требование о восстановлении в очереди несовершеннолетних детей истицы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае указанное право несовершеннолетних членов семьи производно от права самой истицы, и в отношении данного права судом решение принято. В этой связи решение вопроса о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении членов семьи истицы не относится к предмету самостоятельного судебного рассмотрения, а потому принятие отдельного решения по данному вопросу не требуется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Усть-Кулом" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)