Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-19175/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-19175/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания специалистом Кузнецовым К.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующего в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителя:
заявителя - Храмовой А.А., доверенность от 08.08.2012 N 01-01-9/263,
присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
ответчика - Найдовского П.Е., доверенность от 28.12.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-19175/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань (ОГРН 1021601763820) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием в деле в качестве третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

установил:

открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань (далее - общество, истец) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 11.03.2012 N 31/022/2011-167 в государственной регистрации договора аренды лесного участка без проведения аукциона от 07.07.2011 N 252; о понуждении управления произвести государственную регистрацию названного договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012, требования общества удовлетворены: суд признал незаконным отказ управления от 11.03.2012 N 31/022/2011-167 в регистрации договора аренды лесных участков без проведения аукциона от 07.07.2011 N 252, обязал управление произвести государственную регистрацию договора аренды лесных участков.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка лесного фонда площадью 93 920 000,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, Сергиевское лесничество.
07 июля 2011 года между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.07.2011 N 05-02-32-1977 "О предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности, без аукциона" заключен договор аренды лесного участка N 252 (далее - договор аренды) для эксплуатации линейных объектов: магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-1" Ду 820 мм, магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-2" Ду 1020 мм, магистральный нефтепровод "Ромашкино-Куйбышев" Ду 530 мм, магистральный нефтепровод "Калтасы-Куйбышев" Ду-720 мм.
Предметом договора аренды является лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 507-2010-07, имеющий местоположение: Самарская область, Сергиевский район, Сергиевское лесничество, Сергиевское участковое лесничество, квартал N 132, выдел 7, квартал N 133, выдел 5, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору, площадью 5,2 га, входящий в состав земельного участка площадью 51,5 га.
Земельный участок лесного фонда площадью 93 920 000,00 кв. м, принадлежащий Российской Федерации на праве собственности, поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:31:0000000:0056.
Общество обратилось в управление с заявлением о регистрации договора аренды лесных участков без проведения аукциона от 07.07.2011 N 252.
Сообщением от 11.03.2012 N 31/022/2011-167 управление отказало в регистрации договора аренды на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Общество, полагая, что представленный на государственную регистрацию договор аренды от 07.07.2011 N 252 соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства, в связи с чем отказ управления является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В сообщении об отказе в государственной регистрации регистрирующим органом указано, что согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Управление пришло к выводу о том, что если участок расположен на землях лесного фонда, государственная регистрация вышеуказанного договора аренды лесных участков возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, к договору аренды должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. При этом регистрирующий орган указал, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) осуществлена запись о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с назначением: земли лесного фонда, площадью 93 920 000,00 кв. м, кадастровый номер 63:31:0000000:0056, однако из представленного на государственную регистрацию договора аренды невозможно определить, что передаваемый в аренду лесной участок является частью земельного участка, права на который зарегистрированы в ЕГРП.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
В силу положений статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Понятие лесного участка дано в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Как установлено судами, из схемы расположения и границ лесных участков, характеристики лесных участков и их насаждений (приложения N 1 и N 2 к договору аренды), а также Плана лесных участков, представленных на государственную регистрацию следует, что спорный участок площадью 5,2 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 507201007, расположен в защитных лесах на лесных землях, непокрытых лесной растительностью, местоположение: Самарская область, Сергиевский район, Сергиевское лесничество, Сергиевское участковое лесничество, квартал N 132, выдел 7, квартал N 133, выдел 5.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно отклонили как не основанный на нормах материального права - пункте 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 26 Закона о регистрации, довод управления о том, что не подлежала передаче в аренду часть земельного участка лесного фонда без присвоения ему кадастрового номера, указав, что объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Суды установили, что на момент заключения договора аренды от 07.07.2011 N 252 осуществлен как кадастровый учет земельного участка лесного фонда площадью 93 920 000,00 кв. м, кадастровый номер 63:31:0000000:0056, в состав которого входит и арендуемый лесной участок, так и регистрация права собственности Российской Федерации на него, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления законных оснований для отказа в регистрации указанного договора.
Таким образом, доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права. Указанные доводы по существу сводятся к переоценке выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А55-19175/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)