Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1476

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N 33-1476


Судья: Шелуханова С.П.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Андриановой И.В., Баранова В.В.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 июня 2012 года апелляционную жалобу Р. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 марта 2012 года по гражданскому делу по иску председателя правозащитного центра Тамбовской области Р. к главе города Тамбова К.А., главе Администрации г. Тамбова Б., Главному федеральному инспектору в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦСО М. о признании их действий незаконными, внесении общественной организации в реестр социально ориентированных организаций, разработке программы информационной поддержки общественных организаций, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., судебная коллегия

установила:

Р. как председатель правозащитного центра Тамбовской области обратилась в суд с иском к главе города Тамбова К.А., главе Администрации г. Тамбова Б., Главному федеральному инспектору в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦСО М. о признании их действий незаконными; просила обязать главу г. Тамбова К.А. внести БОО "Общественный правозащитный Центр Тамбовской области" в Реестр социально ориентированных организаций; обязать главу администрации г. Тамбова Б. во исполнение Закона "О некоммерческих организациях", Указов Президента РФ N 864, 1237 произвести перерасчет арендной платы с учетом преференций в размере 90% БОО общественный правозащитный Центр Тамбовской области; обязать главу администрации г. Тамбова Б. погасить задолженность БОО "Общественный правозащитный центр Тамбовской области"; перезаключить договор аренды помещения с БОО общественный правозащитный центр по адресу: <...>; выплатить в счет возмещения морального вреда за счет личных средств главы города Тамбова К.А., главы администрации г. Тамбова Б., главного федерального инспектора М., правозащитному центру 900 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Р. указала, что возглавляемая ею общественная организация создана в 1997 году. Для уставной деятельности по договору аренды общественной организацией используется помещение по адресу: <...>. Решением Тамбовской городской Думы от 02.02.2000 г. N 830 организации предоставлена льгота по арендной плате в размере 100%. Сумма арендной платы, включая НДС, составляла 341 руб. 46 коп. С 1-го января 2009 года льготы по уплате арендной платы решением городской Думы были отменены. Не был составлен реестр социально ориентированных общественных организаций. До сведения организации не был доведен размер арендной платы и реквизиты для ее уплаты. В связи с этим считает, что в отношении общественной организации нарушены Указы Президента РФ N 864 от 13 июня 1996 г. и N 1237 от 25 сентября 2004 г. о поддержке правозащитных организаций, Закон от 12 января 1996 г., направленный на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Законом определяются виды деятельности НКО, признаваемые социально ориентированными: развитие гражданского общества в РФ, социальная поддержка и защита граждан, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, оказание на безвозмездной основе юридической помощи гражданам. Данные виды деятельности предусмотрены Уставом организации и выполняются, что обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывать им поддержку в форме: финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев таких НКО, предоставления льгот по уплате налогов и сборов. Также Законом устанавливается порядок ведения реестров социально ориентированных НКО-получателей поддержки, полномочия органов государственной власти, субъекта РФ и органов местного самоуправления по решению вопросов такой поддержки.
В список организаций, пользующихся льготной арендой, правозащитный центр не включен, что, по мнению истицы, является нарушением требований Закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 марта 2012 года в исковых требования Р. отказано.
В апелляционной жалобе Р. не согласна с решением суда считает его незаконным и необоснованным, просит отменить. Указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно ст. 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135 ФЗ "О защите конкуренции", которая требует для назначения преференции по арендной плате представления хозяйствующим субъектом ходатайства в антимонопольный комитет в Тамбовской области и документов об итогах хозяйственной деятельности, что противоречит самому назначению некоммерческой общественной организации, которая проистекает из природы НКО и четко обозначена Уставом БОО Общественный правозащитный Центр, бухгалтерскими балансами организации, которые говорят, что правозащитный Центр не является хозяйствующим субъектом. Также не согласна с выводом суда о том, что глава города Тамбова как должностное лицо "не имеет полномочий на предоставление муниципальной преференции и внесению общественных организаций в реестр". По ее мнению, данный вывод суда противоречит ч. 2 ст. 24, ч. ч. 7, 8. 6. 9, 11 ст. 27 Устава г. Тамбова, принятого Тамбовской городской Думой 04.05.2005 г., N 704. Считает, что глава г. Тамбова игнорирует законы Российской Федерации. Ссылается на то, что при принятии решений о предоставлении преференций нарушен Закон "О местном самоуправлении", решение городской Думой принималось без предварительного обсуждения широким кругом заинтересованных лиц. Переписка правозащитного Центра с ответчиками свидетельствует о том, что все вопросы, затронутые правозащитным Центром, находятся в компетенции должностных лиц - ответчиков, но до настоящего времени указанные лица не исполнили своих должностных обязанностей, что привело к необходимости разрешения вопроса путем обращения в суд.
Главным федеральным инспектором в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М. поданы возражения на апелляционную жалобу Р., в которых он считает решение законным и обоснованным. Указывает, что им были предприняты все необходимые меры для своевременного и всестороннего рассмотрения обращения заявителя Р., следовательно, считает свои обязанности выполненными, нарушений законодательства РФ в его действиях не имеется.
Изучив дело, проверив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Р., выслушав представителей главы администрации г. Тамбова К.В., главы г. Тамбова Ч., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из п. 6 ч. 1 ст. 31.1 ФЗ следует, что такая поддержка может быть оказана при условии осуществления социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в числе которых оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. ч. 2 - 7 ст. 31.1 закона для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
- 1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- 2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- 3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Установлено, что Благотворительная общественная организация "Тамбовский областной правозащитный центр" (далее - БОО "Тамбовский областной правозащитный центр") создана в 1997 году. Председателем БОО является Р.
Для уставной деятельности БОО "Тамбовский областной правозащитный центр" использует объект муниципального нежилого фонда, расположенный по адресу: <...>, в соответствии с Договором аренды, заключенным между Комитетом по управлению имуществом г. Тамбова и Р.
Решением Тамбовской городской Думы от 02.02.2000 г. N 830 БОО "Тамбовский областной правозащитный центр" предоставлена льгота по арендной плате в размере 100%.
Согласно решению Тамбовской городской Думы от 23.12.2009 г. N 1256 "О бюджете городского округа - город Тамбов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" БОО "Общественный правозащитный центр Тамбовской области" в перечень арендаторов муниципального имущества, которым предоставляются преференции по арендным платежам в бюджет городского округа - город Тамбов в 2010 году, не включена.
Поскольку вступившим в законную силу определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22.03.2012 г. производство по делу в части требований Р., вытекающих из договора аренды объекта муниципального нежилого фонда, прекращено за неподведомственностью, суд общей юрисдикции принял решение по оставшимся исковым требованиям Р.
А именно: Р. как руководитель БОО "Тамбовский областной правозащитный центр" просила признать незаконными действия главы города Тамбова К.А., главы Администрации г. Тамбова Б., Главного федерального инспектора в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦСО М.
- В частности, главу г. Тамбова К.А. истица просила обязать внести БОО "Общественный правозащитный Центр Тамбовской области" в Реестр социально ориентированных организаций;
- главу администрации г. Тамбова Б. - разработать программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, направленную на финансовую, имущественную, информационную поддержку общественных организаций;
- действия главного федерального инспектора М. истица просит признать незаконными, поскольку он ненадлежащим образом осуществляет контроль за исполнением в субъекте РФ указов Президента РФ, касающихся оказанию помощи общественным организациям;
- в счет возмещения морального вреда истица просила суд за счет личных средств главы города Тамбова К.А., главы администрации г. Тамбова Б., главного федерального инспектора М., взыскать в пользу правозащитного центра 900 тыс. руб.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 марта 2012 года Р. отказано в удовлетворении иска в полном объеме.
Отказывая в иске к главе города Тамбова К.А. о возложении обязанности по внесению БОО "Общественный правозащитный Центр Тамбовской области" в Реестр социально ориентированных организаций, суд со ссылкой на ч. 1 ст. 31.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" пришел к выводу о том, что предоставление преференций является правом, а не обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также не должностных лиц этих органов; ведение реестра социально ориентированных общественных организаций возложено на администрацию г. Тамбова и происходит в целях учета не всех социально ориентированных некоммерческих организаций, а только тех, которым оказывается поддержка.
Отказывая в иске к главе администрации г. Тамбова Б. о возложении обязанности по разработке программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на финансовую, имущественную, информационную поддержку общественных организаций, суд со ссылкой на ч. 3 ст. 31.3 и ч. 1 ст. 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" пришел к выводу о том, что из формулировки Закона следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, а не обязаны оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, поэтому требования истицы не основаны на законе.
Судебная коллегия считает, что суд правильно отказал Р. в удовлетворении требований к главе города Тамбова К.А. о возложении обязанности по внесению НКО в Реестр социально ориентированных организаций и главе администрации города Тамбова Б. о возложении обязанности по разработке программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, однако законным основанием для отказа следует считать обращение с иском к ненадлежащим ответчикам.
Как следует из ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях" субъектами, которые решают вопрос об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, являются Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию.
В соответствии с ч. 3 ст. 31.3 ФЗ "О некоммерческих организациях" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:
- 1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально экономических, экологических, культурных и других особенностей;
- 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.
Как видно из п. 11 ч. 1 ст. 31.3 ФЗ порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, устанавливается органами государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, внесение НКО в Реестр социально ориентированных организаций законом не отнесено к компетенции лично главы города как должностного лица, равно как и разработка программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не отнесена к компетенции лично главы администрации города Тамбова как должностного лица. В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано Р. в иске по данному основанию.
Суд первой инстанции также обоснованно отказал в иске Р. к Главному федеральному инспектору в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, указав, что в рамках имеющихся полномочий, в которые не входит принятие самостоятельных единоличных решений, в частности о преференциях общественным организациям, Главный Федеральный инспектор М. принял возможные меры для решения поставленного Р. вопроса.
Судом первой инстанции, отказывая Р. в иске в части взыскания со всех ответчиков морального вреда, верно указал, что законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в пользу общественных и иных организаций.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что включение некоммерческих организаций в Реестр социально ориентированных организаций, решение вопроса о предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям является правом, а не обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также что Указы Президента от 13 июня 1996 года N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" и от 25 сентября 2004 года N 1237 "О дополнительный мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" носят рекомендательный характер, поскольку не содержат прямых указаний для органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять материальную и иную поддержку социально ориентированных общественных организаций.
Так, в ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ст. 31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" говорит о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" помимо изменений, внесенных в ФЗ "О некоммерческих организациях" внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 2 ст. 26.3), в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 33 ч. 1 ст. 16, ч. 2, 3 ст. 50); в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 4 ч. 1 ст. 17.1, п. 13.1 ч. 1 ст. 19).
Все изменения в указанных законах касаются оказания органами государственной власти и местного самоуправления социально ориентированных организаций.
Федеральные законы РФ принимаются законодательным органом для их исполнения на всей территории РФ.
В пункте 3 Указа Президента от 13 июня 1996 года N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" указано: "Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации: образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации; предоставлять (сдавать в аренду) правозащитным организациям помещения (здания) на льготных условиях; оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности.
Указы Президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами. Указы и распоряжения (акты) Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Р., поскольку суд обоснованно отклонил иск к выбранным истицей ответчикам, и с той формулировкой иска, которая указана истицей.
Руководствуясь ст. ст. 329 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)