Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коробкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.
судей Федотовой Л.Б., Жуковой Н.В.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года по делу по иску прокурора г. Оренбурга, действующего в интересах Л., об обеспечении по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., пояснения Л., просившей решение суда оставить без изменений, заключение прокурора Трофимова А.А., считавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор города Оренбурга обратился 17 декабря 2012 года в суд в интересах Л. с иском к администрации города Оренбурга об обеспечении жилым помещением, указав, что Л., (дата) года рождения, является сиротой. Данная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями вне очереди, однако до сих пор она жильем не обеспечена, в связи с чем, просил обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Л., за счет расходных средств субъекта РФ - Оренбургской области вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обеспечить Л. жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на условиях договора социального найма.
Определением Ленинского районного суда от 31 января 2013 года произведена замена третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на Министерство социального развития Оренбургской области.
Представители третьих лиц - Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Старший помощник прокурора города Оренбурга Слободяник Т.В. и истец Л. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации г. Оренбурга П. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года исковые требования прокурора г. Оренбурга, действующего в интересах Л., удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах Министерство социального развития Оренбургской области и администрация г. Оренбурга просят отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам поданных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, определяется специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В соответствии со ст. 8 (абзац 2 пункта 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Л. относится к категории детей-сирот, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечена, жилья в собственности и закрепленного жилья не имеет. С (дата) состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". 18-ти летнего возраста Л. достигла (дата). В (дата) окончила ФГБОУ ВПО "***" (адрес). Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив положения вышеназванных правовых норм, пришел к обоснованному выводу о том, что Л., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде внеочередного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Л. гарантированного законом права на внеочередное предоставление жилья суд правильно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области.
Кроме того, суд учел своевременность обращения Л. к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие очередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционных жалоб о том, что представление жилых помещений лицам данной категории по договору социального найма в настоящее время законодательством не предусмотрено, и то, что Л. не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года, основаны на неверном понимании и толковании норм права, поскольку решение вынесено в соответствии с действующим, на момент подачи иска, законодательством.
Ссылка в жалобе администрации г. Оренбурга на то, что областной бюджет не предусматривает выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан по договору социального найма в 2013 году, не состоятельна. Так как возможность удовлетворения заявленных исковых требований не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Оренбургской области и администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4114/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N 33-4114/2013
Судья: Коробкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.
судей Федотовой Л.Б., Жуковой Н.В.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года по делу по иску прокурора г. Оренбурга, действующего в интересах Л., об обеспечении по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., пояснения Л., просившей решение суда оставить без изменений, заключение прокурора Трофимова А.А., считавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор города Оренбурга обратился 17 декабря 2012 года в суд в интересах Л. с иском к администрации города Оренбурга об обеспечении жилым помещением, указав, что Л., (дата) года рождения, является сиротой. Данная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями вне очереди, однако до сих пор она жильем не обеспечена, в связи с чем, просил обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Л., за счет расходных средств субъекта РФ - Оренбургской области вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обеспечить Л. жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на условиях договора социального найма.
Определением Ленинского районного суда от 31 января 2013 года произведена замена третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на Министерство социального развития Оренбургской области.
Представители третьих лиц - Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Старший помощник прокурора города Оренбурга Слободяник Т.В. и истец Л. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации г. Оренбурга П. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года исковые требования прокурора г. Оренбурга, действующего в интересах Л., удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах Министерство социального развития Оренбургской области и администрация г. Оренбурга просят отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам поданных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, определяется специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В соответствии со ст. 8 (абзац 2 пункта 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Л. относится к категории детей-сирот, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечена, жилья в собственности и закрепленного жилья не имеет. С (дата) состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". 18-ти летнего возраста Л. достигла (дата). В (дата) окончила ФГБОУ ВПО "***" (адрес). Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив положения вышеназванных правовых норм, пришел к обоснованному выводу о том, что Л., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде внеочередного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Л. гарантированного законом права на внеочередное предоставление жилья суд правильно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области.
Кроме того, суд учел своевременность обращения Л. к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие очередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционных жалоб о том, что представление жилых помещений лицам данной категории по договору социального найма в настоящее время законодательством не предусмотрено, и то, что Л. не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года, основаны на неверном понимании и толковании норм права, поскольку решение вынесено в соответствии с действующим, на момент подачи иска, законодательством.
Ссылка в жалобе администрации г. Оренбурга на то, что областной бюджет не предусматривает выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан по договору социального найма в 2013 году, не состоятельна. Так как возможность удовлетворения заявленных исковых требований не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Оренбургской области и администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)