Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21.03.2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить Б. на семью, состоящую из 1 человека, по договору социального найма жилое помещение в границах г.о. Самара, не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия,
установила:
Б. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что является <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. N она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как труженик тыла, с составом семьи 1 человек. Заключением межведомственной комиссии г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N и на основании Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. N квартира N, расположенная по указанному выше адресу признана непригодной для проживания. В соответствии с разъяснением администрации Ленинского района г.о. Самара, принятие решения о непригодности жилого помещения для проживания означает, что это помещение не подлежит ремонту и реконструкции. Ее обращения в Департамент управления имуществом г.о. Самара и в Администрацию г.о. Самара о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ оставлены без удовлетворения. Причиной отказа послужило утверждение о том, что на территории г.о. Самара обеспечение тружеников тыла, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений. Истица считает, что данные утверждения противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку она является пенсионером, инвалидом <данные изъяты>, ветераном <данные изъяты>, награждена многочисленными медалями и проживание ее в доме, признанным непригодным для проживания создает угрозу для ее жизни и здоровья.
На основании изложенного, Б. просила суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления, предусмотренной ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 28.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.о. Самара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары Ш., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе ссылается на то, что обеспечение жильем тружеников тыла, в соответствии с Законом Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 г. "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", производится исключительно путем предоставления социальных выплат из средств областного бюджета на приобретение или строительство жилья. Закон не содержит норм, прямо предусматривающих предоставление социальных выплат во внеочередном порядке. Социальная выплата будет предоставлена истцу при подходе очередности и наличии необходимых бюджетных средств. Указывает также, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке предусмотрено только для малоимущих граждан. Б. с вопросом о признании ее малоимущей в Департамент не обращалась. Вывод о том, что жилое помещение, в котором проживает истец межведомственной комиссией признано не подлежащим реконструкции и ремонту, отсутствует. Законодательство РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями собственников и членов их семей, в случае признания их жилых помещений непригодными для проживания, поскольку согласно ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ бремя содержания своего имущества несет собственник жилого помещения, который обязан поддерживать принадлежащее ему жилое помещение в надлежащем состоянии. Факт проживания истицы в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не может служить основанием для вынесения оспариваемого решения, так как не дает истице право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца М.М., действующий на основании доверенности, в заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил письменный отзыв.
Представитель Администрации г.о. Самара - Ж., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со статей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в случае предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
- Действие вышеуказанного Закона распространяется на следующие категории граждан: ... отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (статья 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД).
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и применяется для: расчета стоимости жилого помещения в целях предоставления его по договору социального найма; расчета размера социальных выплат за счет средств областного бюджета на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения.
Из вышеуказанных норм права следует, что обеспечение прав гражданина являющегося ветераном Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий предусмотрено как путем предоставления социальной выплаты, так и путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Б. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - квартире, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> собственником которого является <данные изъяты> истицы ФИО1.
Установлено, что истец является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, пенсионером и ветераном Великой Отечественной войны, награждена медалями "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", <данные изъяты>.", "<данные изъяты>.".
Б. строений и жилья на территории города Самары и Волжского района не имеет, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истца на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, что подтверждается справкой Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области.
Заключением межведомственной комиссии г.о. Самара по Ленинскому району по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N от ДД.ММ.ГГГГ жилая квартира N жилого дома N литера <данные изъяты> по ул<адрес> признана непригодной для проживания. Дальнейшее использование жилого помещения (квартиры) по своему назначению противоречит санитарно-эпидемиологическим и строительным нормам. Из указанного заключения следует, что ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации привели к снижению до недопустимого уровня надежности жилого помещения (квартиры), прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Имеются деформации стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
На основании заключения межведомственной комиссии г.о. Самара по Ленинскому району N от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. С.ГГГГ издано постановление N, которым жилое помещение (квартира N) по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Факт того, что жилое помещение не подлежит реконструкции и ремонту, подтверждается письмом Заместителем Главы городского округа ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Б. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" с составом семьи 1 человек. Номер в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", как труженика тыла - <данные изъяты>.
Между тем, обратившись в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны, истица получила отказ.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ N ответчик мотивировал свой отказ тем, что на территории г.о. Самара обеспечение жильем данной категории граждан производится в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", исключительно путем предоставления социальных выплат из средств областного бюджета на приобретение или строительство жилья. Поскольку закон не содержит норм, прямо предусматривающих предоставление социальных выплат во внеочередном порядке, предоставление социальной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения возможно только в порядке очередности. Вопрос о предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья будет рассмотрен при подходе очередности и поступлении необходимых бюджетных средств.
Учитывая вышеуказанные нормы права, а также фактические обстоятельства дела суд первой инстанции правильно отметил, что положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список очередников, а также от наличия или отсутствия бюджетных средств.
На основании изложенного, поскольку Б. является ветераном <данные изъяты>, с составом семьи 1 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, квартира в которой она проживает признана непригодной для проживания, правильным является вывод суда о том, что у органов местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства в порядке части 2 статьи 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, суд обоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность предоставить истице жилое помещение в границах г.о. Самара, не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Оспаривая законность решения суда, Департамент управления имуществом г.о. Самара ссылается в апелляционной жалобе на то, что законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями собственников и членов их семей, в случае признания их жилых помещений непригодными для проживания. По мнению представителя ответчика, факт проживания истицы в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не мог послужить основанием для вынесения оспариваемого решения, так как не дает ей право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Однако указанные ответчиком обстоятельства не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что на основании постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Б. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, жилое помещение в котором она проживает в установленном законном порядке признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит. Совокупность указанных условий удовлетворяет требованиям законодательства для предоставления жилых помещений во внеочередном порядке.
В суде первой инстанции представитель ответчика М.Е. пояснила, что право истца на предоставление жилого помещения они не оспаривают.
Кроме того, жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимися по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель, члены семьи нанимателя по договору социального найма, так и собственник жилого помещения и члены его семьи.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара настаивая на отмене решения суда, ссылается на то, что обеспечение жильем тружеников тыла осуществляется исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья, и такая социальная выплата Б. будет предоставлена при подходе очередности и наличии бюджетных средств.
Между тем, эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку Закон Самарской области N 87-ГД предусматривает возможность предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета как на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, так и на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Ограничений по форме обеспечения тружеников тыла жилыми помещениями исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений названный закон не содержит, что соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, прямо предусматривающего возможность обеспечения прав граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, путем предоставления жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.
Ссылки представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары в апелляционной жалобе на то, что Б. не может быть обеспечена жилым помещением вне очереди, поскольку с вопросом признания ее малоимущей в Департамент не обращалась, также не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ и 49 ЖК РФ правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма обладают не только малоимущие граждане, но и иные граждане, указанные в законе, нуждающиеся в жилище. В данном случае, истец, являясь ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" имеет право быть обеспеченной социальным жильем в случае признании ее нуждающейся в таком жилом помещении. Факт того, что истец признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма подтвержден и не оспаривается ответчиком.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о несогласии с решением суда не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, судом установлены, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4582/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N 33-4582/2013
Судья: Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21.03.2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить Б. на семью, состоящую из 1 человека, по договору социального найма жилое помещение в границах г.о. Самара, не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия,
установила:
Б. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что является <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. N она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как труженик тыла, с составом семьи 1 человек. Заключением межведомственной комиссии г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N и на основании Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. N квартира N, расположенная по указанному выше адресу признана непригодной для проживания. В соответствии с разъяснением администрации Ленинского района г.о. Самара, принятие решения о непригодности жилого помещения для проживания означает, что это помещение не подлежит ремонту и реконструкции. Ее обращения в Департамент управления имуществом г.о. Самара и в Администрацию г.о. Самара о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ оставлены без удовлетворения. Причиной отказа послужило утверждение о том, что на территории г.о. Самара обеспечение тружеников тыла, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений. Истица считает, что данные утверждения противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку она является пенсионером, инвалидом <данные изъяты>, ветераном <данные изъяты>, награждена многочисленными медалями и проживание ее в доме, признанным непригодным для проживания создает угрозу для ее жизни и здоровья.
На основании изложенного, Б. просила суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления, предусмотренной ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 28.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.о. Самара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары Ш., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе ссылается на то, что обеспечение жильем тружеников тыла, в соответствии с Законом Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 г. "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", производится исключительно путем предоставления социальных выплат из средств областного бюджета на приобретение или строительство жилья. Закон не содержит норм, прямо предусматривающих предоставление социальных выплат во внеочередном порядке. Социальная выплата будет предоставлена истцу при подходе очередности и наличии необходимых бюджетных средств. Указывает также, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке предусмотрено только для малоимущих граждан. Б. с вопросом о признании ее малоимущей в Департамент не обращалась. Вывод о том, что жилое помещение, в котором проживает истец межведомственной комиссией признано не подлежащим реконструкции и ремонту, отсутствует. Законодательство РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями собственников и членов их семей, в случае признания их жилых помещений непригодными для проживания, поскольку согласно ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ бремя содержания своего имущества несет собственник жилого помещения, который обязан поддерживать принадлежащее ему жилое помещение в надлежащем состоянии. Факт проживания истицы в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не может служить основанием для вынесения оспариваемого решения, так как не дает истице право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца М.М., действующий на основании доверенности, в заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил письменный отзыв.
Представитель Администрации г.о. Самара - Ж., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со статей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в случае предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
- Действие вышеуказанного Закона распространяется на следующие категории граждан: ... отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (статья 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД).
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и применяется для: расчета стоимости жилого помещения в целях предоставления его по договору социального найма; расчета размера социальных выплат за счет средств областного бюджета на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения.
Из вышеуказанных норм права следует, что обеспечение прав гражданина являющегося ветераном Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий предусмотрено как путем предоставления социальной выплаты, так и путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Б. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - квартире, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> собственником которого является <данные изъяты> истицы ФИО1.
Установлено, что истец является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, пенсионером и ветераном Великой Отечественной войны, награждена медалями "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", <данные изъяты>.", "<данные изъяты>.".
Б. строений и жилья на территории города Самары и Волжского района не имеет, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истца на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, что подтверждается справкой Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области.
Заключением межведомственной комиссии г.о. Самара по Ленинскому району по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N от ДД.ММ.ГГГГ жилая квартира N жилого дома N литера <данные изъяты> по ул<адрес> признана непригодной для проживания. Дальнейшее использование жилого помещения (квартиры) по своему назначению противоречит санитарно-эпидемиологическим и строительным нормам. Из указанного заключения следует, что ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации привели к снижению до недопустимого уровня надежности жилого помещения (квартиры), прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Имеются деформации стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
На основании заключения межведомственной комиссии г.о. Самара по Ленинскому району N от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. С.ГГГГ издано постановление N, которым жилое помещение (квартира N) по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Факт того, что жилое помещение не подлежит реконструкции и ремонту, подтверждается письмом Заместителем Главы городского округа ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Б. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" с составом семьи 1 человек. Номер в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", как труженика тыла - <данные изъяты>.
Между тем, обратившись в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны, истица получила отказ.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ N ответчик мотивировал свой отказ тем, что на территории г.о. Самара обеспечение жильем данной категории граждан производится в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", исключительно путем предоставления социальных выплат из средств областного бюджета на приобретение или строительство жилья. Поскольку закон не содержит норм, прямо предусматривающих предоставление социальных выплат во внеочередном порядке, предоставление социальной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения возможно только в порядке очередности. Вопрос о предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья будет рассмотрен при подходе очередности и поступлении необходимых бюджетных средств.
Учитывая вышеуказанные нормы права, а также фактические обстоятельства дела суд первой инстанции правильно отметил, что положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список очередников, а также от наличия или отсутствия бюджетных средств.
На основании изложенного, поскольку Б. является ветераном <данные изъяты>, с составом семьи 1 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, квартира в которой она проживает признана непригодной для проживания, правильным является вывод суда о том, что у органов местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства в порядке части 2 статьи 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, суд обоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность предоставить истице жилое помещение в границах г.о. Самара, не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Оспаривая законность решения суда, Департамент управления имуществом г.о. Самара ссылается в апелляционной жалобе на то, что законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями собственников и членов их семей, в случае признания их жилых помещений непригодными для проживания. По мнению представителя ответчика, факт проживания истицы в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не мог послужить основанием для вынесения оспариваемого решения, так как не дает ей право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Однако указанные ответчиком обстоятельства не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что на основании постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Б. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, жилое помещение в котором она проживает в установленном законном порядке признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит. Совокупность указанных условий удовлетворяет требованиям законодательства для предоставления жилых помещений во внеочередном порядке.
В суде первой инстанции представитель ответчика М.Е. пояснила, что право истца на предоставление жилого помещения они не оспаривают.
Кроме того, жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимися по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель, члены семьи нанимателя по договору социального найма, так и собственник жилого помещения и члены его семьи.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара настаивая на отмене решения суда, ссылается на то, что обеспечение жильем тружеников тыла осуществляется исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья, и такая социальная выплата Б. будет предоставлена при подходе очередности и наличии бюджетных средств.
Между тем, эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку Закон Самарской области N 87-ГД предусматривает возможность предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета как на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, так и на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Ограничений по форме обеспечения тружеников тыла жилыми помещениями исключительно путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений названный закон не содержит, что соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, прямо предусматривающего возможность обеспечения прав граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, путем предоставления жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.
Ссылки представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары в апелляционной жалобе на то, что Б. не может быть обеспечена жилым помещением вне очереди, поскольку с вопросом признания ее малоимущей в Департамент не обращалась, также не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ и 49 ЖК РФ правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма обладают не только малоимущие граждане, но и иные граждане, указанные в законе, нуждающиеся в жилище. В данном случае, истец, являясь ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" имеет право быть обеспеченной социальным жильем в случае признании ее нуждающейся в таком жилом помещении. Факт того, что истец признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма подтвержден и не оспаривается ответчиком.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о несогласии с решением суда не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, судом установлены, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)