Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. на решение Московского городского суда об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Поповой Е.М., Щукиной Н.В. Сорокиной М.М. и их представителя по доверенности Корковидова А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы Баулиной Н.И. и Корчемагиной Е.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Правительством Москвы 27 ноября 2012 года принято постановление N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", которое официально опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 2012 г., N 66, т. 7, 2012 г., N 67.
Пунктом 1 названного постановления утверждены для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году цены за содержание и ремонт жилых помещений: для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, с 1 января 2013 года согласно приложению 7 к постановлению, с 1 июля 2013 года согласно приложению 8 к постановлению.
Согласно абзацу первому пункта 2 примечаний к приложению 7 к постановлению плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Аналогичное положение содержится и в абзаце первом пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению, согласно которому плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М., занимающие комнаты в коммунальных квартирах на условиях социального найма, обратились в суд с заявлением о признании не действующими в части слов "нанимателей и" абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", полагая, что Правительство Москвы, выйдя за пределы предоставленных ему полномочий, установило не предусмотренный федеральным законодательством порядок расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей, проживающих в коммунальных квартирах.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Баулина Н.И. требования заявителей не признала.
Участвующий в деле прокурор заявление Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С. и Сорокиной М.М. не поддержал.
Решением Московского городского суда от 22 апреля 2013 года заявление Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. о признании частично не действующими абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М. просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не усматривает поводов для отмены решения Московского городского суда от 22 апреля 2013 года в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в апелляционной жалобе Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М., будучи нанимателями комнат в коммунальных квартирах на условиях социального найма, утверждают, что оспариваемое ими правовое регулирование допускает взимание с нанимателей комнат в коммунальных квартирах платы за содержание и ремонт жилого помещения не только за фактически занимаемую общую площадь комнат в коммунальных квартирах, но и за площадь общего имущества в коммунальной квартире, что, по их мнению, противоречит федеральному законодательству, в том числе статьям 15, 16, части 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает жилищные права и интересы заявителей, возлагая на них не предусмотренную законодательством обязанность по несению расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры.
Между тем все приведенные доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в решении.
Вопреки утверждениям заявителей, выводы суда основаны на правильном толковании Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащего применению по настоящему делу, из предписаний которого следует, что федеральный законодатель, вводя обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), одновременно установил структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 1, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (части 1, 2 и 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещение (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (части 1 и 2 статьи 156).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15).
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации под комнатой в качестве жилого помещения признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом, договором социального найма жилого помещения (статья 61 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Заключая договор социального найма жилого помещения, наниматель и члены его семьи получают жилое помещение во владение и пользование.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, определяет, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование в качестве предмета договора изолированное жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, состоящее из определенного количества комнат в квартире, имеющей общую площадь.
Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что наниматель жилого помещения по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования не только конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд, что бесспорно предполагает плату за пользование не только конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, предусматривая взимание платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, с 1 кв. м общей площади жилого помещения, иного порядка платы за пользование жилыми помещениями в коммунальных квартирах, чем это предусмотрено федеральным законом, не устанавливает, на чем фактически настаивают заявители.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского городского суда от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.08.2013 N 5-АПГ13-26
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. N 5-АПГ13-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. на решение Московского городского суда об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Поповой Е.М., Щукиной Н.В. Сорокиной М.М. и их представителя по доверенности Корковидова А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы Баулиной Н.И. и Корчемагиной Е.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Правительством Москвы 27 ноября 2012 года принято постановление N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", которое официально опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 2012 г., N 66, т. 7, 2012 г., N 67.
Пунктом 1 названного постановления утверждены для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году цены за содержание и ремонт жилых помещений: для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, с 1 января 2013 года согласно приложению 7 к постановлению, с 1 июля 2013 года согласно приложению 8 к постановлению.
Согласно абзацу первому пункта 2 примечаний к приложению 7 к постановлению плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Аналогичное положение содержится и в абзаце первом пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению, согласно которому плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М., занимающие комнаты в коммунальных квартирах на условиях социального найма, обратились в суд с заявлением о признании не действующими в части слов "нанимателей и" абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", полагая, что Правительство Москвы, выйдя за пределы предоставленных ему полномочий, установило не предусмотренный федеральным законодательством порядок расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей, проживающих в коммунальных квартирах.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Баулина Н.И. требования заявителей не признала.
Участвующий в деле прокурор заявление Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С. и Сорокиной М.М. не поддержал.
Решением Московского городского суда от 22 апреля 2013 года заявление Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. о признании частично не действующими абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 7, абзаца первого пункта 2 примечаний к приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М. просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не усматривает поводов для отмены решения Московского городского суда от 22 апреля 2013 года в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в апелляционной жалобе Попова Е.М., Щукина Н.В., Кондратьева Н.С., Сорокина М.М., будучи нанимателями комнат в коммунальных квартирах на условиях социального найма, утверждают, что оспариваемое ими правовое регулирование допускает взимание с нанимателей комнат в коммунальных квартирах платы за содержание и ремонт жилого помещения не только за фактически занимаемую общую площадь комнат в коммунальных квартирах, но и за площадь общего имущества в коммунальной квартире, что, по их мнению, противоречит федеральному законодательству, в том числе статьям 15, 16, части 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает жилищные права и интересы заявителей, возлагая на них не предусмотренную законодательством обязанность по несению расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры.
Между тем все приведенные доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в решении.
Вопреки утверждениям заявителей, выводы суда основаны на правильном толковании Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащего применению по настоящему делу, из предписаний которого следует, что федеральный законодатель, вводя обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), одновременно установил структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 1, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (части 1, 2 и 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещение (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (части 1 и 2 статьи 156).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15).
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации под комнатой в качестве жилого помещения признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом, договором социального найма жилого помещения (статья 61 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Заключая договор социального найма жилого помещения, наниматель и члены его семьи получают жилое помещение во владение и пользование.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, определяет, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование в качестве предмета договора изолированное жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, состоящее из определенного количества комнат в квартире, имеющей общую площадь.
Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что наниматель жилого помещения по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования не только конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд, что бесспорно предполагает плату за пользование не только конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, предусматривая взимание платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, с 1 кв. м общей площади жилого помещения, иного порядка платы за пользование жилыми помещениями в коммунальных квартирах, чем это предусмотрено федеральным законом, не устанавливает, на чем фактически настаивают заявители.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Е.М., Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С., Сорокиной М.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)