Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: 1) не явился, извещен
2) не явился, извещен
3) не явился извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23914/2012) ОАО "Хлебопек" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2012 по делу N А42-2452/2012 (судья Беляква Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Хлебопек"
к 1) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
2) Администрации ЗАТО г. Североморска,
3) Комитету имущественных отношений Администрации ЗАТО г. Североморск
о признании незаконным бездействия
установил:
открытое акционерное общество "Хлебопек": г. Мурманск, ул. Пищевиков, д. 2, ОГРН 1025100831788 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а, ОГРН 1025100848630 (далее - УФАС), Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4; (далее - КИО) и Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4 (далее - администрация):
- - о признании недействительным решения УФАС от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении муниципальной преференции и обязать принять решение о даче согласия на предоставление ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в форме заключения договора аренды нежилого помещения (VIII (комнаты N 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13;
- - о признании незаконным бездействия КИО и администрации, выразившееся в отказе принять решение о предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции и обязать КИО и администрацию принять решение о предоставлении обществу муниципальной преференции, и заключить договор аренды нежилого помещения (VIII (комнаты N 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13.
Решением от 24.10.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 октября 2012 года по делу N А42-2452/2012 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что суд первой инстанции ошибочно квалифицировал деятельность по социальной защите населения, осуществляемую ОАО "Хлебопек", социальной услугой, обслуживанием и обеспечением. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о том, что услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой. В свою очередь общество считает, что не занимается обслуживанием (не продает услуги), а осуществляет деятельность по социальной защите и обеспечению жизнедеятельности населения в районе Крайнего Севера, т.е. его деятельность соответствует подпункту 1, 10 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон N 135-ФЗ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу, полагая, что деятельность по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не является формой социальной защиты населения, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что ОАО "Хлебопек", на основании статей 19, 20 Закона N 135-ФЗ, договора аренды от 13.12.2006 N 130 (пункт 1.6.3) обратилось в КИО с заявлением (от 26.09.2011 исх. N 08-1502а) о предоставлении преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13 на новый максимально большой возможный срок.
Письмом от 28.10.2011 исх. N 1511/1 КИО уведомил общество о том, что вопрос о предоставлении муниципальной преференции может быть рассмотрен только в случае предоставления ОАО "Хлебопек" полного пакета документов, предусмотренного статьей 20 Закона N 135-ФЗ, с указанием документов, отсутствующих в представленном пакете.
Представленные обществом дополнительные документы, администрация письмом от 14.12.2011 N 2074) направила в УФАС с заявлением о даче согласия на предоставление ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в целях обеспечения социальной защиты населения путем передачи в аренду помещения VIII (комнаты NN 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, - для размещения магазина, на срок до 01.07.2015.
Рассмотрев указанное заявление администрации о предоставлении муниципальной преференции, УФАС принято решение от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона 135-ФЗ.
Письмом от 23.03.2012 N 0617 КИО уведомил общество о принятом УФАС решении, об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной преференции.
Считая вышеуказанное решение УФАС об отказе в предоставлении муниципальной преференции недействительным, а бездействие КИО и администрации по предоставлению муниципальной преференции незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признав требования общества необоснованными, суд первой инстанции отказал ОАО "Хлебопек" в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом под действие части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Как верно указал суд первой инстанции, по общему правилу в соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Однако в силу статьи 19 Закона N 135-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам может быть предоставлено преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в том числе в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1 части статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Из частей 1, 2 статьи 20 Закона N 135-ФЗ следует, что муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из мотивированных решений, указанных в пункте 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым решением от 30.12.2011 N 05-07-7385 УФАС отказало в предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в виде передачи в аренду помещения VIII (комнаты NN 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона 135-ФЗ.
Соглашаясь с позицией антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно указал, что деятельность общества (в соответствии с Уставом), в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, означенной пунктом 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, учитывая следующее.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого, государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Набор таких услуг определен в части 1 статьи 6.2 названного Закона.
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законом N 195-ФЗ закреплены формы социального обслуживания населения (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги).
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности определены в части 1 статьи 17 Закона N 195-ФЗ. К предприятиям социального обслуживания отнесены предприятия, оказывающие населению социальные услуги (часть 2 статьи 17 Закона N 195-ФЗ).
С учетом положений статьи 4 названного Закона социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальные услуги определены как действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Законом N 195-ФЗ (пункт 3 статьи 3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество, начиная с 2010 года, участвует в обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе "Дешевый хлеб" на основании постановления администрации от 28.12.2011 N 1058 "Об обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе "Дешевый хлеб" на 2012 - 2013 годы", согласно которому с целью социальной поддержки малообеспеченных категорий населения ЗАТО г. Североморск, на основании договоренности с руководством ОАО "Хлебопек", администрацией утверждена Программа "Дешевый хлеб" на 2012 - 2013 годы; Североморскому хлебозаводу обособленному подразделению ОАО "Хлебопек" согласована фиксированная оптово-отпускная цена на хлебобулочные изделия, реализуемые через сеть определенных магазинов. Руководителю общества рекомендовано обеспечить бесперебойный выпуск и поставку хлебобулочных изделий по фиксированной оптово-отпускной цене в торговую сеть магазинов-участников Программы "Дешевый хлеб". Целью программы "Дешевый хлеб", является реализация мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продукты питания, снижение основных социально-экономических проблем, обеспечение продовольственной безопасности в ЗАТО г. Североморск. Программой (раздел 1) определены магазины ЗАТО г. Североморск (5 магазинов) в которых в социальных отделах "Забота" дешевый хлеб реализуется для малообеспеченных категорий населения, по специальным зеленым картам. Кроме социальных отделов все население ЗАТО г. Североморск имеет возможность приобрести в 10 магазинах, в число которых включен и магазин "Хлеб" ООО "ТД Хлебопек", расположенный по ул. Сафонова, д. 13, дешевый хлеб.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что деятельность общества, в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения. При этом суд справедливо указал, что услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в данном случае, деятельность общества по розничной торговле хлебом по фиксированным оптово-отпускным ценам в магазине "Хлеб", который располагается в помещении, испрашиваемом обществом в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, охватывает все население ЗАТО г. Североморск, то есть отсутствует адресность, как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения.
С учетом вышеизложенного, вывод УФАС о несоответствии испрашиваемой ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции пункту 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ в заявленных обществом целях - социальной защиты (социального обеспечения) населения, является правильным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отмены решения антимонопольного органа от 30.12.2011 N 05-07-7385.
При этом суд обосновано отклонил доводы общества том, что оно обратилось в уполномоченный орган с просьбой о предоставлении преференции с целью обеспечения жизнедеятельности населения г. Североморска, находящегося в районах Крайнего Севера, обеспечения продуктами питания военнослужащих, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, поскольку они противоречат материалам дела, в частности заявлению от 26.09.2011 о предоставлении муниципальной преференции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. При этом принцип состязательности заключается в том, что обязанность доказывания своих доводов и возражений лежит на каждом из лиц, участвующих в деле (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, оспаривая законность вынесенного антимонопольным органом решения, а равно и бездействие КИО и администрации общество в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставило соответствующих доказательств.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа и действия (бездействие) КИО и администрации соответствуют Закону N 135-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы заявителя, то в силу части 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обосновано отказал ОАО "Хлебопек" в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы как не основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в том числе статей 19 - 21 Закона N 135-ФЗ. По существу доводы жалобы не опровергают выводы суда и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции оставляет на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 октября 2012 года по делу N А42-2452/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Хлебопек" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А42-2452/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А42-2452/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: 1) не явился, извещен
2) не явился, извещен
3) не явился извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23914/2012) ОАО "Хлебопек" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2012 по делу N А42-2452/2012 (судья Беляква Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Хлебопек"
к 1) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
2) Администрации ЗАТО г. Североморска,
3) Комитету имущественных отношений Администрации ЗАТО г. Североморск
о признании незаконным бездействия
установил:
открытое акционерное общество "Хлебопек": г. Мурманск, ул. Пищевиков, д. 2, ОГРН 1025100831788 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а, ОГРН 1025100848630 (далее - УФАС), Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4; (далее - КИО) и Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4 (далее - администрация):
- - о признании недействительным решения УФАС от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении муниципальной преференции и обязать принять решение о даче согласия на предоставление ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в форме заключения договора аренды нежилого помещения (VIII (комнаты N 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13;
- - о признании незаконным бездействия КИО и администрации, выразившееся в отказе принять решение о предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции и обязать КИО и администрацию принять решение о предоставлении обществу муниципальной преференции, и заключить договор аренды нежилого помещения (VIII (комнаты N 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13.
Решением от 24.10.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 октября 2012 года по делу N А42-2452/2012 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что суд первой инстанции ошибочно квалифицировал деятельность по социальной защите населения, осуществляемую ОАО "Хлебопек", социальной услугой, обслуживанием и обеспечением. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о том, что услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой. В свою очередь общество считает, что не занимается обслуживанием (не продает услуги), а осуществляет деятельность по социальной защите и обеспечению жизнедеятельности населения в районе Крайнего Севера, т.е. его деятельность соответствует подпункту 1, 10 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон N 135-ФЗ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу, полагая, что деятельность по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не является формой социальной защиты населения, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что ОАО "Хлебопек", на основании статей 19, 20 Закона N 135-ФЗ, договора аренды от 13.12.2006 N 130 (пункт 1.6.3) обратилось в КИО с заявлением (от 26.09.2011 исх. N 08-1502а) о предоставлении преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13 на новый максимально большой возможный срок.
Письмом от 28.10.2011 исх. N 1511/1 КИО уведомил общество о том, что вопрос о предоставлении муниципальной преференции может быть рассмотрен только в случае предоставления ОАО "Хлебопек" полного пакета документов, предусмотренного статьей 20 Закона N 135-ФЗ, с указанием документов, отсутствующих в представленном пакете.
Представленные обществом дополнительные документы, администрация письмом от 14.12.2011 N 2074) направила в УФАС с заявлением о даче согласия на предоставление ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в целях обеспечения социальной защиты населения путем передачи в аренду помещения VIII (комнаты NN 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, - для размещения магазина, на срок до 01.07.2015.
Рассмотрев указанное заявление администрации о предоставлении муниципальной преференции, УФАС принято решение от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона 135-ФЗ.
Письмом от 23.03.2012 N 0617 КИО уведомил общество о принятом УФАС решении, об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной преференции.
Считая вышеуказанное решение УФАС об отказе в предоставлении муниципальной преференции недействительным, а бездействие КИО и администрации по предоставлению муниципальной преференции незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признав требования общества необоснованными, суд первой инстанции отказал ОАО "Хлебопек" в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом под действие части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Как верно указал суд первой инстанции, по общему правилу в соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Однако в силу статьи 19 Закона N 135-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам может быть предоставлено преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в том числе в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1 части статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Из частей 1, 2 статьи 20 Закона N 135-ФЗ следует, что муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из мотивированных решений, указанных в пункте 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым решением от 30.12.2011 N 05-07-7385 УФАС отказало в предоставлении ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции в виде передачи в аренду помещения VIII (комнаты NN 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона 135-ФЗ.
Соглашаясь с позицией антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно указал, что деятельность общества (в соответствии с Уставом), в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, означенной пунктом 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, учитывая следующее.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого, государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Набор таких услуг определен в части 1 статьи 6.2 названного Закона.
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законом N 195-ФЗ закреплены формы социального обслуживания населения (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги).
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности определены в части 1 статьи 17 Закона N 195-ФЗ. К предприятиям социального обслуживания отнесены предприятия, оказывающие населению социальные услуги (часть 2 статьи 17 Закона N 195-ФЗ).
С учетом положений статьи 4 названного Закона социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальные услуги определены как действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Законом N 195-ФЗ (пункт 3 статьи 3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество, начиная с 2010 года, участвует в обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе "Дешевый хлеб" на основании постановления администрации от 28.12.2011 N 1058 "Об обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе "Дешевый хлеб" на 2012 - 2013 годы", согласно которому с целью социальной поддержки малообеспеченных категорий населения ЗАТО г. Североморск, на основании договоренности с руководством ОАО "Хлебопек", администрацией утверждена Программа "Дешевый хлеб" на 2012 - 2013 годы; Североморскому хлебозаводу обособленному подразделению ОАО "Хлебопек" согласована фиксированная оптово-отпускная цена на хлебобулочные изделия, реализуемые через сеть определенных магазинов. Руководителю общества рекомендовано обеспечить бесперебойный выпуск и поставку хлебобулочных изделий по фиксированной оптово-отпускной цене в торговую сеть магазинов-участников Программы "Дешевый хлеб". Целью программы "Дешевый хлеб", является реализация мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продукты питания, снижение основных социально-экономических проблем, обеспечение продовольственной безопасности в ЗАТО г. Североморск. Программой (раздел 1) определены магазины ЗАТО г. Североморск (5 магазинов) в которых в социальных отделах "Забота" дешевый хлеб реализуется для малообеспеченных категорий населения, по специальным зеленым картам. Кроме социальных отделов все население ЗАТО г. Североморск имеет возможность приобрести в 10 магазинах, в число которых включен и магазин "Хлеб" ООО "ТД Хлебопек", расположенный по ул. Сафонова, д. 13, дешевый хлеб.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что деятельность общества, в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения. При этом суд справедливо указал, что услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в данном случае, деятельность общества по розничной торговле хлебом по фиксированным оптово-отпускным ценам в магазине "Хлеб", который располагается в помещении, испрашиваемом обществом в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, охватывает все население ЗАТО г. Североморск, то есть отсутствует адресность, как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения.
С учетом вышеизложенного, вывод УФАС о несоответствии испрашиваемой ОАО "Хлебопек" муниципальной преференции пункту 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ в заявленных обществом целях - социальной защиты (социального обеспечения) населения, является правильным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отмены решения антимонопольного органа от 30.12.2011 N 05-07-7385.
При этом суд обосновано отклонил доводы общества том, что оно обратилось в уполномоченный орган с просьбой о предоставлении преференции с целью обеспечения жизнедеятельности населения г. Североморска, находящегося в районах Крайнего Севера, обеспечения продуктами питания военнослужащих, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, поскольку они противоречат материалам дела, в частности заявлению от 26.09.2011 о предоставлении муниципальной преференции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. При этом принцип состязательности заключается в том, что обязанность доказывания своих доводов и возражений лежит на каждом из лиц, участвующих в деле (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, оспаривая законность вынесенного антимонопольным органом решения, а равно и бездействие КИО и администрации общество в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставило соответствующих доказательств.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа и действия (бездействие) КИО и администрации соответствуют Закону N 135-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы заявителя, то в силу части 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обосновано отказал ОАО "Хлебопек" в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы как не основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в том числе статей 19 - 21 Закона N 135-ФЗ. По существу доводы жалобы не опровергают выводы суда и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции оставляет на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 октября 2012 года по делу N А42-2452/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Хлебопек" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)