Судебные решения, арбитраж
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Солодухина Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлева А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,
при секретаре М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Р.М. к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о снятии с очереди на улучшение жилищных условий и признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны, поступившее по апелляционной жалобе Комитета строительства и архитектуры Курской области на решение Железногорского городского суда Курской области от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Р.М. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от <данные изъяты> о снятии Р.М. жилищного учета.
Обязать МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области принять Р.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Взыскать с МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области в пользу Р.М. расходы, понесенные в связи с представлением интересов в суде, в размере <данные изъяты>
Взыскать с МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области в доход МО "город Железногорск" государственную пошлину в размере <данные изъяты>".
Заслушав доклад судьи Журавлева А.В., судебная коллегия
установила:
Р.М. обратилась в суд с указанным иском к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области, ссылаясь на то, что она является участником Великой Отечественной войны. На основании договора дарения жилого дома с пристройкой, хозяйственными строениями и земельным участком от <данные изъяты> г., она подарила свой дом сыну - Р. Другого жилья у нее нет. После дарения дома сыну, она с мужем остались проживать в нем, так как жить им было негде, <данные изъяты>. муж умер.
В ноябре 2012 года она обратилась в Администрацию муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны. Ее заявление было принято и сформированное дело сотрудниками Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" было передано в ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан". Однако в декабре 2012 года она получила ответ из сельсовета, в котором было указано, что на основании решений ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" ей было отказано в получении субсидии на приобретение жилья, и она снята с очереди на получение жилья в связи с тем, что она проживает в доме, принадлежащем ее сыну, тем самым полностью обеспечена жильем.
Постановлением Главы муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от 10.12.2012 г. <данные изъяты> она была снята с очереди на улучшение жилищных условий. С данным постановлением она не согласна и считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на получение жилья.
Просила суд признать незаконным указанное постановление и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Комитет строительства и архитектуры Курской области просит отменить решение суда как незаконное.
В заседание судебной коллегии истица Р.М., представители муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области, Комитета строительства и архитектуры Курской области, ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Р.М. по доверенности ФИО8, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из п. 2 ст. 23.2, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 23.2).
Согласно п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.".
Правилами предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Курской области N 36-пп от 16 марта 2010 года, предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" (ОГУ "Дирекция по жилищным субсидиям").
Как видно из материалов дела, Р.М., <данные изъяты> г. рождения, является участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
Р.М. являлась собственником жилого дома, 1968 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Согласно договора дарения от <данные изъяты> г. Р.М. подарила свой дом сыну - Р. и осталась проживать в жилом помещении и после его отчуждения. Р. проживает со своей семьей в г<данные изъяты>.
25.07.2012 г. Р.М. обратилась в Михайловский сельсовет с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
Постановлением главы сельсовета <данные изъяты> от 26.11.2012 г. Р.М. была поставлена на жилищный учет, а постановлением <данные изъяты> от 10.12.2012 г. была снята с очереди на улучшение жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Принимая решение по данному делу, суд исходил из того, что Р.М. не является членом семьи собственника жилого дома, в котором проживает, и нуждается в жилом помещении, поскольку совместно Р.М. и ее сын Р.. не проживают, общее совместное хозяйство не ведут, несмотря на преклонный возраст истицы, сын за ней уход не осуществляет.
С таким выводом суда нельзя согласиться.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, его супруг, дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, следует полагать, что Р.М., проживающая в доме, принадлежащем на праве собственности ее сыну Р., проживает в нем на правах члена его семьи, несмотря на то, что Р. имеет в собственности другое жилое помещение и не ведет общего хозяйства с истицей, не осуществляет за нею уход.
При данных обстоятельствах решение суда нельзя считать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Р.М., которая обеспечена жилой площадью, в связи с чем администрация сельского совета правомерно приняла решение о снятии ее с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железногорского городского суда Курской области от 11 апреля 2013 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Р.М. к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от 10.12.2012 г. <данные изъяты> о снятии Родиной Р.М. с жилищного учета и возложении обязанности на муниципальное образование "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1757-13Г.
Разделы:Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N 33-1757-13г.
Судья Солодухина Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлева А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,
при секретаре М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Р.М. к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о снятии с очереди на улучшение жилищных условий и признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны, поступившее по апелляционной жалобе Комитета строительства и архитектуры Курской области на решение Железногорского городского суда Курской области от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Р.М. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от <данные изъяты> о снятии Р.М. жилищного учета.
Обязать МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области принять Р.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Взыскать с МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области в пользу Р.М. расходы, понесенные в связи с представлением интересов в суде, в размере <данные изъяты>
Взыскать с МО "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области в доход МО "город Железногорск" государственную пошлину в размере <данные изъяты>".
Заслушав доклад судьи Журавлева А.В., судебная коллегия
установила:
Р.М. обратилась в суд с указанным иском к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области, ссылаясь на то, что она является участником Великой Отечественной войны. На основании договора дарения жилого дома с пристройкой, хозяйственными строениями и земельным участком от <данные изъяты> г., она подарила свой дом сыну - Р. Другого жилья у нее нет. После дарения дома сыну, она с мужем остались проживать в нем, так как жить им было негде, <данные изъяты>. муж умер.
В ноябре 2012 года она обратилась в Администрацию муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны. Ее заявление было принято и сформированное дело сотрудниками Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" было передано в ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан". Однако в декабре 2012 года она получила ответ из сельсовета, в котором было указано, что на основании решений ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" ей было отказано в получении субсидии на приобретение жилья, и она снята с очереди на получение жилья в связи с тем, что она проживает в доме, принадлежащем ее сыну, тем самым полностью обеспечена жильем.
Постановлением Главы муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от 10.12.2012 г. <данные изъяты> она была снята с очереди на улучшение жилищных условий. С данным постановлением она не согласна и считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на получение жилья.
Просила суд признать незаконным указанное постановление и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Комитет строительства и архитектуры Курской области просит отменить решение суда как незаконное.
В заседание судебной коллегии истица Р.М., представители муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области, Комитета строительства и архитектуры Курской области, ОКУ "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Р.М. по доверенности ФИО8, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из п. 2 ст. 23.2, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 23.2).
Согласно п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.".
Правилами предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Курской области N 36-пп от 16 марта 2010 года, предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" (ОГУ "Дирекция по жилищным субсидиям").
Как видно из материалов дела, Р.М., <данные изъяты> г. рождения, является участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
Р.М. являлась собственником жилого дома, 1968 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Согласно договора дарения от <данные изъяты> г. Р.М. подарила свой дом сыну - Р. и осталась проживать в жилом помещении и после его отчуждения. Р. проживает со своей семьей в г<данные изъяты>.
25.07.2012 г. Р.М. обратилась в Михайловский сельсовет с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
Постановлением главы сельсовета <данные изъяты> от 26.11.2012 г. Р.М. была поставлена на жилищный учет, а постановлением <данные изъяты> от 10.12.2012 г. была снята с очереди на улучшение жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Принимая решение по данному делу, суд исходил из того, что Р.М. не является членом семьи собственника жилого дома, в котором проживает, и нуждается в жилом помещении, поскольку совместно Р.М. и ее сын Р.. не проживают, общее совместное хозяйство не ведут, несмотря на преклонный возраст истицы, сын за ней уход не осуществляет.
С таким выводом суда нельзя согласиться.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, его супруг, дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, следует полагать, что Р.М., проживающая в доме, принадлежащем на праве собственности ее сыну Р., проживает в нем на правах члена его семьи, несмотря на то, что Р. имеет в собственности другое жилое помещение и не ведет общего хозяйства с истицей, не осуществляет за нею уход.
При данных обстоятельствах решение суда нельзя считать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Р.М., которая обеспечена жилой площадью, в связи с чем администрация сельского совета правомерно приняла решение о снятии ее с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железногорского городского суда Курской области от 11 апреля 2013 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Р.М. к Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области от 10.12.2012 г. <данные изъяты> о снятии Родиной Р.М. с жилищного учета и возложении обязанности на муниципальное образование "Михайловский сельсовет" Железногорского района Курской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)