Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Швыдкова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Литвиновой М.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.Д., Ф.О., к Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "ЦРУЖО") о признании в части договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности квартиру в порядке бесплатной приватизации, прекращении права собственности на жилое помещение, по апелляционной жалобе Ф.А. на решение Энгельсского районного суда <адрес> от <дата>, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ф.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ф.Д., <дата> рождения, Ф.О., обратились в суд с иском, уточнив его в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчикам о признании договора найма служебного жилого помещения от <дата> N заключенного между Ф.А. и 1 отделом <адрес> ФГУ "Центррегионжилье", в части указания на служебный статус занимаемого жилого помещения, недействительным, признании за Ф.А., Ф.О. и Ф.Д. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>, на условиях социального найма, признании за Ф.Д. права собственности на данную квартиру в порядке приватизации, прекращении права собственности за Российской Федерацией на указанное жилое помещение. В обоснование исковых требований ссылаются на то, что Ф.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части N и его выслуга лет в Вооруженных силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев в календарном исчислении. Ф.А. вместе с членами своей семьи - женой Ф.О. и дочерью Ф.Д. проживают в указанном выше жилом помещении, предоставленном по договору найма служебного жилого помещения от <дата> N, заключенного между 1 отделом <адрес> - ФГУ "ЦРУЖО", в лице начальника К., действующей от имени собственника жилого помещения РФ на основании доверенности, от ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в оперативном управлении которого находится жилое помещение, с одной стороны, и прапорщиком Ф.А., с другой стороны. Полагают, что данное жилое помещение не является служебным помещением, поскольку не относится к категории служебного жилого фонда по причине того, что процедура отнесения жилого помещения к категории служебного, установленная Постановлением Правительства РФ, не была соблюдена. Договор найма служебного жилого помещения от <дата> N является недействительным в части указания на то, что <адрес> по адресу: <адрес> А, относится к служебному фонду. Полагают, что Ф.А. предоставлена указанная квартира по договору социального найма. В связи с тем, что спорное жилое помещение не внесено в реестр федеральной собственности, не числится в реестре областной и муниципальной собственности, истцы не могут реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры и вынуждены обратиться в суд.
Рассмотрев спор, Энгельсский районный суд <адрес> постановил указанное выше решение.
Ф.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, полагая, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу. Автор жалобы указывает на то, что суд должен был установить следующие юридически значимые обстоятельства по делу: относится ли спорное жилое помещение к категории специализированного (служебного) жилого фонда, был ли соблюден порядок по отнесению данного жилого помещения к категории специализированного жилищного фонда. Единственным доказательством, представленным ответчиками в подтверждение служебного статуса жилого помещения, является указание на данное обстоятельство в договоре служебного найма жилого помещения от <дата> N. Считает, что статус спорного жилого помещения как служебного не доказан. Автор жалобы указывает и на то, что собственником спорного жилого помещения является РФ, застройщиком - Министерство обороны РФ, а поэтому для решения вопросов, связанных с распоряжением спорной квартирой, о включении квартиры в специализированный жилищный фонд, имущество должно было быть передано собственником в оперативное управление какой-либо конкретной организации Министерства обороны РФ. Из ответа территориального отдела Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что спорное жилое помещение не было внесено в реестр федерального имущества. Из выписки ЕГРП о правах на спорный объект, ответов командующего дальней авиацией от <дата>, руководителя Департамента имущественных отношений от <дата>, командира войсковой части N от <дата> также следует, что жилые помещения в <адрес> <адрес>, в том числе и <адрес>, не были внесены в реестр федерального имущества. Следовательно, до процедуры внесения спорного жилого помещения в реестр федерального имущества, квартира не могла быть передана в оперативное управление. Имущество, не внесенное в реестр федеральной собственности и не переданное в оперативное управление, не могло пройти установленную действующим законодательством процедуру отнесения к категории служебного жилого фонда.
В судебное заседание не явились стороны и их представители, третьи лица, извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известили, об отложении судебного заседания не просили. Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности в частности: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ (далее - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву (п. п. 3, 4 Положения).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается выпиской из послужного списка личного дела, что Ф.А. на военную службу поступил <дата>, проходит ее в войсковой части N по заключенному <дата> контракту сроком на 10 лет (приказ командира в/ч N от <дата> N ПМ) в должности техника материального обеспечения ВУС - N (приказ командира в/ч N N от <дата>) и его календарная выслуга лет в Вооруженных Силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев 22 дня.
Из материалов дела следует, что Ф.А., его супруга Ф.О., несовершеннолетняя дочь Ф.Д. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, состоящем из двух комнат, общей площадью 55,5 кв. м, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от <дата> N заключенного между Ф.А. и 1 отделом <адрес> ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице начальника К., действующей от имени собственника жилого помещения РФ на основании доверенности от <дата> N, от ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в оперативном управлении которого находится жилое помещение.
В п. п. 1 и 2 договора найма служебного жилого помещения указано, что спорное жилое помещение отнесено к категории служебного жилого помещения и предоставлено для проживания в связи с прохождением Ф.А. военной службы в войсковой части N. Собственником данного жилого помещения является Российская Федерация. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним N от <дата>
Из представленных сведений ФГКУ "Центррегионжилье" от <дата> следует, что Ф.А. спорное жилое помещение предоставлено на основании вышеуказанного договора на время действия контракта (трудовых отношений) с Министерством обороны РФ. Оснований не доверять представленным сведениям у суда первой инстанции и судебной коллегии не имеется.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> какого-либо иного жилого помещения в собственности Ф.А., Ф.О., Ф.Д. не имеют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и именно Министерство обороны РФ полномочно принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Заключая договор найма служебного жилого помещения от <дата> N, Ф.А. был осведомлен о статусе данного жилого помещения и о том, что квартира предоставляется в связи с прохождением военной службы в войсковой части N, что не противоречит положению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом нарушение процедуры порядка внесения спорного жилого помещения в реестр служебного жилого помещения не свидетельствует о заключении Ф.А. именно договора социального найма жилого помещения с последующим правом истцов на приобретение <адрес> по адресу: <адрес> путем бесплатной передачи им в собственность на добровольной основе занимаемого жилого помещения (приватизация жилого помещения) в силу ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе прапорщики, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после <дата>, и совместно проживающие с ними члены их семей. Исходя из положений данного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, только лишь по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Нарушение правил отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду может учитываться лишь при доказанности недопустимости использования указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда (п. 2 ст. 92 ЖК РФ), в связи с чем нарушение процедуры внесения жилого помещения в реестр служебного жилого помещения при наличии установленных судом обстоятельств не является основанием для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Кроме того, в соответствии с п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что календарная выслуга лет Ф.А. в Вооруженных Силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев 22 дня, в связи с чем, учитывая установленные по делу обстоятельства, положения действующего закона, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истцов.
Доводы автора жалобы о том, что в ЕГРП не зарегистрировано право оперативного управления на спорную квартиру, что свидетельствует об исключении жилого помещения из числа служебных помещений, не могут быть приняты во внимание, так как постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997 г. "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данное постановление не содержит положений о том, что в случае отсутствия указания на нахождение жилого помещения на праве оперативного управления, данное жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.
При этом судебная коллегия учитывает обстоятельства того, что истцы не представили ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции никаких доказательств, подтверждающих то, что спорная квартира предоставлялась Ф.А. на состав семьи на общих основаниях, как нуждающемуся в жилье, что данная квартира на тот момент не имела статуса служебного жилого помещения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена Ф.А. в связи со служебными отношениями и до настоящего времени жилое помещение имеет статус - "служебное", а согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Документы, поступившие по запросу суда об отсутствии сведений о статусе спорного объекта, не влияют на правильность принятого судом решения по указанным выше основаниям. Оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела не допущено (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда <адрес> от <дата> - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.А. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2013 N 33-4576
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. N 33-4576
Судья: Швыдкова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Литвиновой М.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.Д., Ф.О., к Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "ЦРУЖО") о признании в части договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности квартиру в порядке бесплатной приватизации, прекращении права собственности на жилое помещение, по апелляционной жалобе Ф.А. на решение Энгельсского районного суда <адрес> от <дата>, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ф.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ф.Д., <дата> рождения, Ф.О., обратились в суд с иском, уточнив его в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчикам о признании договора найма служебного жилого помещения от <дата> N заключенного между Ф.А. и 1 отделом <адрес> ФГУ "Центррегионжилье", в части указания на служебный статус занимаемого жилого помещения, недействительным, признании за Ф.А., Ф.О. и Ф.Д. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>, на условиях социального найма, признании за Ф.Д. права собственности на данную квартиру в порядке приватизации, прекращении права собственности за Российской Федерацией на указанное жилое помещение. В обоснование исковых требований ссылаются на то, что Ф.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части N и его выслуга лет в Вооруженных силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев в календарном исчислении. Ф.А. вместе с членами своей семьи - женой Ф.О. и дочерью Ф.Д. проживают в указанном выше жилом помещении, предоставленном по договору найма служебного жилого помещения от <дата> N, заключенного между 1 отделом <адрес> - ФГУ "ЦРУЖО", в лице начальника К., действующей от имени собственника жилого помещения РФ на основании доверенности, от ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в оперативном управлении которого находится жилое помещение, с одной стороны, и прапорщиком Ф.А., с другой стороны. Полагают, что данное жилое помещение не является служебным помещением, поскольку не относится к категории служебного жилого фонда по причине того, что процедура отнесения жилого помещения к категории служебного, установленная Постановлением Правительства РФ, не была соблюдена. Договор найма служебного жилого помещения от <дата> N является недействительным в части указания на то, что <адрес> по адресу: <адрес> А, относится к служебному фонду. Полагают, что Ф.А. предоставлена указанная квартира по договору социального найма. В связи с тем, что спорное жилое помещение не внесено в реестр федеральной собственности, не числится в реестре областной и муниципальной собственности, истцы не могут реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры и вынуждены обратиться в суд.
Рассмотрев спор, Энгельсский районный суд <адрес> постановил указанное выше решение.
Ф.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, полагая, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу. Автор жалобы указывает на то, что суд должен был установить следующие юридически значимые обстоятельства по делу: относится ли спорное жилое помещение к категории специализированного (служебного) жилого фонда, был ли соблюден порядок по отнесению данного жилого помещения к категории специализированного жилищного фонда. Единственным доказательством, представленным ответчиками в подтверждение служебного статуса жилого помещения, является указание на данное обстоятельство в договоре служебного найма жилого помещения от <дата> N. Считает, что статус спорного жилого помещения как служебного не доказан. Автор жалобы указывает и на то, что собственником спорного жилого помещения является РФ, застройщиком - Министерство обороны РФ, а поэтому для решения вопросов, связанных с распоряжением спорной квартирой, о включении квартиры в специализированный жилищный фонд, имущество должно было быть передано собственником в оперативное управление какой-либо конкретной организации Министерства обороны РФ. Из ответа территориального отдела Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что спорное жилое помещение не было внесено в реестр федерального имущества. Из выписки ЕГРП о правах на спорный объект, ответов командующего дальней авиацией от <дата>, руководителя Департамента имущественных отношений от <дата>, командира войсковой части N от <дата> также следует, что жилые помещения в <адрес> <адрес>, в том числе и <адрес>, не были внесены в реестр федерального имущества. Следовательно, до процедуры внесения спорного жилого помещения в реестр федерального имущества, квартира не могла быть передана в оперативное управление. Имущество, не внесенное в реестр федеральной собственности и не переданное в оперативное управление, не могло пройти установленную действующим законодательством процедуру отнесения к категории служебного жилого фонда.
В судебное заседание не явились стороны и их представители, третьи лица, извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известили, об отложении судебного заседания не просили. Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности в частности: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ (далее - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву (п. п. 3, 4 Положения).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается выпиской из послужного списка личного дела, что Ф.А. на военную службу поступил <дата>, проходит ее в войсковой части N по заключенному <дата> контракту сроком на 10 лет (приказ командира в/ч N от <дата> N ПМ) в должности техника материального обеспечения ВУС - N (приказ командира в/ч N N от <дата>) и его календарная выслуга лет в Вооруженных Силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев 22 дня.
Из материалов дела следует, что Ф.А., его супруга Ф.О., несовершеннолетняя дочь Ф.Д. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, состоящем из двух комнат, общей площадью 55,5 кв. м, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от <дата> N заключенного между Ф.А. и 1 отделом <адрес> ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице начальника К., действующей от имени собственника жилого помещения РФ на основании доверенности от <дата> N, от ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в оперативном управлении которого находится жилое помещение.
В п. п. 1 и 2 договора найма служебного жилого помещения указано, что спорное жилое помещение отнесено к категории служебного жилого помещения и предоставлено для проживания в связи с прохождением Ф.А. военной службы в войсковой части N. Собственником данного жилого помещения является Российская Федерация. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним N от <дата>
Из представленных сведений ФГКУ "Центррегионжилье" от <дата> следует, что Ф.А. спорное жилое помещение предоставлено на основании вышеуказанного договора на время действия контракта (трудовых отношений) с Министерством обороны РФ. Оснований не доверять представленным сведениям у суда первой инстанции и судебной коллегии не имеется.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> какого-либо иного жилого помещения в собственности Ф.А., Ф.О., Ф.Д. не имеют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и именно Министерство обороны РФ полномочно принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Заключая договор найма служебного жилого помещения от <дата> N, Ф.А. был осведомлен о статусе данного жилого помещения и о том, что квартира предоставляется в связи с прохождением военной службы в войсковой части N, что не противоречит положению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом нарушение процедуры порядка внесения спорного жилого помещения в реестр служебного жилого помещения не свидетельствует о заключении Ф.А. именно договора социального найма жилого помещения с последующим правом истцов на приобретение <адрес> по адресу: <адрес> путем бесплатной передачи им в собственность на добровольной основе занимаемого жилого помещения (приватизация жилого помещения) в силу ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе прапорщики, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после <дата>, и совместно проживающие с ними члены их семей. Исходя из положений данного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, только лишь по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Нарушение правил отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду может учитываться лишь при доказанности недопустимости использования указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда (п. 2 ст. 92 ЖК РФ), в связи с чем нарушение процедуры внесения жилого помещения в реестр служебного жилого помещения при наличии установленных судом обстоятельств не является основанием для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Кроме того, в соответствии с п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что календарная выслуга лет Ф.А. в Вооруженных Силах РФ на <дата> составляет 11 лет 5 месяцев 22 дня, в связи с чем, учитывая установленные по делу обстоятельства, положения действующего закона, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истцов.
Доводы автора жалобы о том, что в ЕГРП не зарегистрировано право оперативного управления на спорную квартиру, что свидетельствует об исключении жилого помещения из числа служебных помещений, не могут быть приняты во внимание, так как постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997 г. "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данное постановление не содержит положений о том, что в случае отсутствия указания на нахождение жилого помещения на праве оперативного управления, данное жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.
При этом судебная коллегия учитывает обстоятельства того, что истцы не представили ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции никаких доказательств, подтверждающих то, что спорная квартира предоставлялась Ф.А. на состав семьи на общих основаниях, как нуждающемуся в жилье, что данная квартира на тот момент не имела статуса служебного жилого помещения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена Ф.А. в связи со служебными отношениями и до настоящего времени жилое помещение имеет статус - "служебное", а согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Документы, поступившие по запросу суда об отсутствии сведений о статусе спорного объекта, не влияют на правильность принятого судом решения по указанным выше основаниям. Оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела не допущено (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда <адрес> от <дата> - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.А. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)