Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Нецветаева С.В.
Докладчик: Гордиенко А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Третьяковой В.П., Бойко В.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордиенко А.Л. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Междуреченского городского округа К. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 г.
по иску А. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установила:
А. обратился в суд с иском к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что решению Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав.
На основании распоряжения Администрации Nр от ДД.ММ.ГГГГ над ним снята опека, и он был направлен в школу-интернат N "Единство", где находился на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ, обучался в ГОУ НПО ПУ N.
С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включен в очередь на внеочередное получение жилья в, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. По состоянию на 2009 г., номер очереди 228.
Считает, что ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.
Просил обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 33 кв. м общей площади на территории за счет средств областного бюджета (субвенций).
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 года постановлено:
Исковые требования А. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Междуреченского городского округа К. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное
Указывает, что судом не рассмотрен вопрос о том, выделяются ли администрации Междуреченского городского округа из бюджета субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и если выделяются, то в каком количестве.
Кроме того, указывает, что судом не установлено, какая численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоит в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" и в связи с чем сформировалась указанная очередь.
В настоящее время численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоящих в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" более 300 человек. В связи с этим, так же судом не выяснен вопрос о расходовании администрацией Междуреченского городского округа в 2011 году выделенных субвенций согласно от ДД.ММ.ГГГГ N "Об областном бюджете на и плановый период".
Кроме того, за 2011 год Междуреченским городским судом было рассмотрено и вынесено в пользу детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей более 50 дел, что так же говорит о невозможности в дальнейшем исполнения судебных решений из-за нехватки субвенций из областного бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ А. состоит на учете в администрации как нуждающаяся в жилом помещении по категории "дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей", льготная очередь N. (л.д. 22).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 08.02.1998 N 17-ФЗ - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п. 1.2 Постановления Городского Совета народных депутатов III созыва от 27.12.2005 г. N 206 "Об утверждении учетной нормы, нормы представления площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества граждан" установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Следовательно, истец имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу ставится в зависимость от выделения средств из областного бюджета, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в городе муниципального жилья и ненадлежащем финансировании, не могут служить основанием для отмены судебного решения и отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде, само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика предоставить жилое помещение, также как наличие или отсутствие денежных средств на эти цели.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы содержат неправильное толкование закона, иных доводов, влекущих отмену решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что судом установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Междуреченского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Л.ГОРДИЕНКО
Судьи
В.П.ТРЕТЬЯКОВА
В.Н.БОЙКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6265
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2012 г. по делу N 33-6265
Судья: Нецветаева С.В.
Докладчик: Гордиенко А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Третьяковой В.П., Бойко В.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордиенко А.Л. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Междуреченского городского округа К. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 г.
по иску А. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установила:
А. обратился в суд с иском к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что решению Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав.
На основании распоряжения Администрации Nр от ДД.ММ.ГГГГ над ним снята опека, и он был направлен в школу-интернат N "Единство", где находился на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ, обучался в ГОУ НПО ПУ N.
С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включен в очередь на внеочередное получение жилья в, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. По состоянию на 2009 г., номер очереди 228.
Считает, что ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.
Просил обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 33 кв. м общей площади на территории за счет средств областного бюджета (субвенций).
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 года постановлено:
Исковые требования А. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Междуреченского городского округа К. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное
Указывает, что судом не рассмотрен вопрос о том, выделяются ли администрации Междуреченского городского округа из бюджета субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и если выделяются, то в каком количестве.
Кроме того, указывает, что судом не установлено, какая численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоит в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" и в связи с чем сформировалась указанная очередь.
В настоящее время численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоящих в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" более 300 человек. В связи с этим, так же судом не выяснен вопрос о расходовании администрацией Междуреченского городского округа в 2011 году выделенных субвенций согласно от ДД.ММ.ГГГГ N "Об областном бюджете на и плановый период".
Кроме того, за 2011 год Междуреченским городским судом было рассмотрено и вынесено в пользу детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей более 50 дел, что так же говорит о невозможности в дальнейшем исполнения судебных решений из-за нехватки субвенций из областного бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ А. состоит на учете в администрации как нуждающаяся в жилом помещении по категории "дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей", льготная очередь N. (л.д. 22).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 08.02.1998 N 17-ФЗ - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п. 1.2 Постановления Городского Совета народных депутатов III созыва от 27.12.2005 г. N 206 "Об утверждении учетной нормы, нормы представления площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества граждан" установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Следовательно, истец имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу ставится в зависимость от выделения средств из областного бюджета, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в городе муниципального жилья и ненадлежащем финансировании, не могут служить основанием для отмены судебного решения и отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде, само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика предоставить жилое помещение, также как наличие или отсутствие денежных средств на эти цели.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы содержат неправильное толкование закона, иных доводов, влекущих отмену решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что судом установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Междуреченского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Л.ГОРДИЕНКО
Судьи
В.П.ТРЕТЬЯКОВА
В.Н.БОЙКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)