Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Горошкина Е.А. по доверенности N 1-16-30 от 26.08.2013; Иванова М.В. по доверенности от 26.08.2013 N 1-16-29
от ответчика (должника): Пожарская А.В. по доверенности N 03-05/12-25 от 22.11.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15312/2013) Администрации Кондопожского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2013 по делу N А26-2203/2013 (судья Левичева Е.И.), принятое
по иску (заявлению) Администрации Кондопожского муниципального района
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Карелия
о признании частично незаконным решения
установил:
Администрация Кондопожского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании пунктов 1, 3, 4 решения N 11-19/83 от 25 декабря 2012 года незаконными по тем основаниям, что Инспекцией при принятии оспариваемого решения нарушены нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях.
Представитель налогового органа просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на основании решения о проведении выездной налоговой проверки N 11-19/67 от 07.11.2012 года и в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена выездная налоговая проверка деятельности Администрации Кондопожского муниципального района по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года. Нарушения, установленные в ходе проведения выездной налоговой проверки, отражены в акте выездной налоговой проверки N 11-19/82 от 30.11.2012 года. В порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации Администрацией представлены возражения на акт выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, возражений на акт выездной налоговой проверки и всех представленных документов налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение N 11-19/83 от 25.12.2012 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 9-13).
Заявителем соблюден апелляционный порядок обжалования решения налогового органа, предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия N 13-11/01447 от 15.02.2013 года апелляционная жалоба Администрации оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции N 11-19/83 от 25.12.2012 года - без изменения (л.д. 14-15).
Администрация Кондопожского муниципального района, полагая, что ненормативный правовой акт налогового органа в оспариваемой части не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов дела, решением 13 сессии 26 созыва от 18.02.2011 года N 2 (л.д. 16) Совета Кондопожского муниципального района разрешена приватизация помещения общей площадью 80,9 кв. м, расположенного в здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10, номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15, принадлежащего муниципальному району "Кондопожский муниципальный район" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации от 18.01.2011 года серия 10-АБ N 390596 (л.д. 21)).
В соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 года N 585 и на основании решения Совета Кондопожского муниципального района от 18.02.2011 года N 2, Администрацией Кондопожского муниципального района 31 марта 2011 года проведен аукцион по продаже вышеуказанного помещения. Предложенная цена продаваемого помещения составила 78 750 руб. 00 коп. Рыночная стоимость имущества без учета налога на добавленную стоимость определена Государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" - отчет "Об определении рыночной стоимости помещений площадью 80,9 кв. м, расположенных в отдельно стоящем здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10, номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15" по состоянию на 01.12.2010 года N 1139/10 в сумме 75 000 руб. 00 коп., с учетом налога на добавленную стоимость - 89 000 руб. 00 коп.
Победителем проводимого аукциона признана Перепеч Наталья Леонидовна.
Администрация Кондопожского муниципального района, действующая от имени Муниципального образования "Кондопожский муниципальный район", на основании проведенного аукциона, заключила договор купли-продажи помещения N 40 от 05.04.2011 года с физическим лицом Перепеч Натальей Леонидовной (л.д. 18-19). Согласно условиям договора, физическому лицу Перепеч Н.Л. реализовано помещение по цене - 78 750 руб. 00 коп. без учета налога на добавленную стоимость, общей площадью 80,9 кв. м, расположенное в здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10 номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15. Акт приема - передачи помещения подписан сторонами 22.04.2011 года (л.д. 20).
На основании пункта 2.2. договора купли-продажи помещения N 40 от 05.04.2011 года покупатель обязан уплатить сумму в размере 78 750 руб. 00 коп. на расчетный счет Администрации Кондопожского муниципального района. Покупателем указанное условие договора выполнено.
Также как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решениями Совета Кондопожского муниципального района 12 сессии 26 созыва от 24.10.2010 года N 7 и 13 сессии 26 созыва от 18.02.2011 года N 6 (л.д. 22, 23) разрешена приватизация муниципального имущества: помещений, общей площадью 1015 кв. м, расположенных на 1-м и цокольном этаже жилого дома по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32 (номера на
поэтажном плане: цокольный этаж NN 1, 6-21, первый этаж NN 1-20). Право собственности на указанные помещения зарегистрированы за Кондопожским муниципальным районом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 26.01.2011 года серия 10-АБ N 390661 (л.д. 24).
Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 26.01.2011 года N 31 спорное помещение, изъято из хозяйственного ведения Торгового муниципального унитарного предприятия "Радуга" и принято в муниципальную Казну Кондопожского муниципального района.
В соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 года N 585 и на основании решения Совета Кондопожского муниципального района от 18.02.2011 года N 6, Администрацией Кондопожского муниципального района 31 марта 2011 года проведен аукцион, по продаже помещения общей площадью 1015 кв. м, расположенного в здании по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32, номера на поэтажном плане: цокольный этаж NN 1, 6-21, первый этаж NN 1-20. Предложенная цена продаваемого помещения составила 26 250 000 руб. 00 коп. Рыночная стоимость реализуемого имущества определена Государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" в отчете "Об определении рыночной стоимости помещений, расположенных в цокольном и на первом этажах жилого дома по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32" по состоянию на 02.02.2011 года N 84/ 11 в сумме 15 973 000 руб. 00 коп. без учета налога на добавленную стоимость.
Победителем проводимого аукциона признан Кречет Александр Викторович.
Администрацией Кондопожского муниципального района, действующей от имени муниципального образования Кондопожский муниципальный район 05.04.2011 года заключен договор купли-продажи помещения N 41 с физическим лицом Кречет Александром Викторовичем (л.д. 26-27). Цена договора составила - 26 250 000 руб. 00 коп.
На основании пункта 2.2. договора купли-продажи помещения N 41 от 05.04.2011 года покупатель перечислил денежные средства в размере 26 250 000 руб. 00 коп. на расчетный счет Администрации Кондопожского муниципального района.
Недвижимое имущество Муниципального образования Кондопожский район Республики Карелия, реализуемое по договорам купли-продажи недвижимого имущества на момент их заключения не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляло казну соответствующего городского муниципального образования.
Действительно, глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не относит муниципальные образования к плательщикам НДС при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Администрация в качестве органа местного самоуправления при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 2 статьи 146, пункта 3 статьи 161 НК РФ, реализация не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, облагается НДС.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) пункт 3 статьи 161 Кодекса дополнен абзацем, согласно которому при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из данных договоров следует, что он заключен с физическими лицами.
Вместе с тем согласно представленным заявителем выпискам из ЕГРЮЛ Кречет А.В. и Перепеч Н.Л. являются индивидуальными предпринимателями с 02.11.2007 и 13.01.2004. Основным видом деятельности которых являются: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и розничная торговля в неспециализированных магазинах.
Таким образом сделки по приобретению имущества заключены для использования данными лицами в предпринимательской деятельности и направлены на систематическое извлечение прибыли. Право собственности на нежилые помещения зарегистрированы 21.10.2011 (л.д. 81-82).
Вопрос уплаты НДС при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, рассматривался Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 16055/11.
Таким образом только при продаже физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, имущества налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества, поскольку в силу статьи 24 Кодекса физические лица не признаются налоговыми агентами.
В данном случае налоговыми агентами являются индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления НДС за 2 квартал 2011 года заявителю в размере 4 016 250 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2013 по делу N А26-2203/2013 отменить.
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия от 25.12.2012 N 11-19/83 в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 4 016 250 руб. за 2 квартал 2011 года.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А26-2203/2013
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А26-2203/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Горошкина Е.А. по доверенности N 1-16-30 от 26.08.2013; Иванова М.В. по доверенности от 26.08.2013 N 1-16-29
от ответчика (должника): Пожарская А.В. по доверенности N 03-05/12-25 от 22.11.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15312/2013) Администрации Кондопожского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2013 по делу N А26-2203/2013 (судья Левичева Е.И.), принятое
по иску (заявлению) Администрации Кондопожского муниципального района
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Карелия
о признании частично незаконным решения
установил:
Администрация Кондопожского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании пунктов 1, 3, 4 решения N 11-19/83 от 25 декабря 2012 года незаконными по тем основаниям, что Инспекцией при принятии оспариваемого решения нарушены нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях.
Представитель налогового органа просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на основании решения о проведении выездной налоговой проверки N 11-19/67 от 07.11.2012 года и в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена выездная налоговая проверка деятельности Администрации Кондопожского муниципального района по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года. Нарушения, установленные в ходе проведения выездной налоговой проверки, отражены в акте выездной налоговой проверки N 11-19/82 от 30.11.2012 года. В порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации Администрацией представлены возражения на акт выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, возражений на акт выездной налоговой проверки и всех представленных документов налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение N 11-19/83 от 25.12.2012 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 9-13).
Заявителем соблюден апелляционный порядок обжалования решения налогового органа, предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия N 13-11/01447 от 15.02.2013 года апелляционная жалоба Администрации оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции N 11-19/83 от 25.12.2012 года - без изменения (л.д. 14-15).
Администрация Кондопожского муниципального района, полагая, что ненормативный правовой акт налогового органа в оспариваемой части не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов дела, решением 13 сессии 26 созыва от 18.02.2011 года N 2 (л.д. 16) Совета Кондопожского муниципального района разрешена приватизация помещения общей площадью 80,9 кв. м, расположенного в здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10, номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15, принадлежащего муниципальному району "Кондопожский муниципальный район" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации от 18.01.2011 года серия 10-АБ N 390596 (л.д. 21)).
В соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 года N 585 и на основании решения Совета Кондопожского муниципального района от 18.02.2011 года N 2, Администрацией Кондопожского муниципального района 31 марта 2011 года проведен аукцион по продаже вышеуказанного помещения. Предложенная цена продаваемого помещения составила 78 750 руб. 00 коп. Рыночная стоимость имущества без учета налога на добавленную стоимость определена Государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" - отчет "Об определении рыночной стоимости помещений площадью 80,9 кв. м, расположенных в отдельно стоящем здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10, номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15" по состоянию на 01.12.2010 года N 1139/10 в сумме 75 000 руб. 00 коп., с учетом налога на добавленную стоимость - 89 000 руб. 00 коп.
Победителем проводимого аукциона признана Перепеч Наталья Леонидовна.
Администрация Кондопожского муниципального района, действующая от имени Муниципального образования "Кондопожский муниципальный район", на основании проведенного аукциона, заключила договор купли-продажи помещения N 40 от 05.04.2011 года с физическим лицом Перепеч Натальей Леонидовной (л.д. 18-19). Согласно условиям договора, физическому лицу Перепеч Н.Л. реализовано помещение по цене - 78 750 руб. 00 коп. без учета налога на добавленную стоимость, общей площадью 80,9 кв. м, расположенное в здании по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, поселок Кяппесельга, улица Центральная, дом 10 номера на поэтажном плане 4, 6, 10, 11, 15. Акт приема - передачи помещения подписан сторонами 22.04.2011 года (л.д. 20).
На основании пункта 2.2. договора купли-продажи помещения N 40 от 05.04.2011 года покупатель обязан уплатить сумму в размере 78 750 руб. 00 коп. на расчетный счет Администрации Кондопожского муниципального района. Покупателем указанное условие договора выполнено.
Также как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решениями Совета Кондопожского муниципального района 12 сессии 26 созыва от 24.10.2010 года N 7 и 13 сессии 26 созыва от 18.02.2011 года N 6 (л.д. 22, 23) разрешена приватизация муниципального имущества: помещений, общей площадью 1015 кв. м, расположенных на 1-м и цокольном этаже жилого дома по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32 (номера на
поэтажном плане: цокольный этаж NN 1, 6-21, первый этаж NN 1-20). Право собственности на указанные помещения зарегистрированы за Кондопожским муниципальным районом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 26.01.2011 года серия 10-АБ N 390661 (л.д. 24).
Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 26.01.2011 года N 31 спорное помещение, изъято из хозяйственного ведения Торгового муниципального унитарного предприятия "Радуга" и принято в муниципальную Казну Кондопожского муниципального района.
В соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 года N 585 и на основании решения Совета Кондопожского муниципального района от 18.02.2011 года N 6, Администрацией Кондопожского муниципального района 31 марта 2011 года проведен аукцион, по продаже помещения общей площадью 1015 кв. м, расположенного в здании по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32, номера на поэтажном плане: цокольный этаж NN 1, 6-21, первый этаж NN 1-20. Предложенная цена продаваемого помещения составила 26 250 000 руб. 00 коп. Рыночная стоимость реализуемого имущества определена Государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" в отчете "Об определении рыночной стоимости помещений, расположенных в цокольном и на первом этажах жилого дома по адресу: Республика Карелия, город Кондопога, улица Пролетарская, дом 32" по состоянию на 02.02.2011 года N 84/ 11 в сумме 15 973 000 руб. 00 коп. без учета налога на добавленную стоимость.
Победителем проводимого аукциона признан Кречет Александр Викторович.
Администрацией Кондопожского муниципального района, действующей от имени муниципального образования Кондопожский муниципальный район 05.04.2011 года заключен договор купли-продажи помещения N 41 с физическим лицом Кречет Александром Викторовичем (л.д. 26-27). Цена договора составила - 26 250 000 руб. 00 коп.
На основании пункта 2.2. договора купли-продажи помещения N 41 от 05.04.2011 года покупатель перечислил денежные средства в размере 26 250 000 руб. 00 коп. на расчетный счет Администрации Кондопожского муниципального района.
Недвижимое имущество Муниципального образования Кондопожский район Республики Карелия, реализуемое по договорам купли-продажи недвижимого имущества на момент их заключения не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляло казну соответствующего городского муниципального образования.
Действительно, глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не относит муниципальные образования к плательщикам НДС при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Администрация в качестве органа местного самоуправления при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 2 статьи 146, пункта 3 статьи 161 НК РФ, реализация не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, облагается НДС.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) пункт 3 статьи 161 Кодекса дополнен абзацем, согласно которому при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из данных договоров следует, что он заключен с физическими лицами.
Вместе с тем согласно представленным заявителем выпискам из ЕГРЮЛ Кречет А.В. и Перепеч Н.Л. являются индивидуальными предпринимателями с 02.11.2007 и 13.01.2004. Основным видом деятельности которых являются: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и розничная торговля в неспециализированных магазинах.
Таким образом сделки по приобретению имущества заключены для использования данными лицами в предпринимательской деятельности и направлены на систематическое извлечение прибыли. Право собственности на нежилые помещения зарегистрированы 21.10.2011 (л.д. 81-82).
Вопрос уплаты НДС при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, рассматривался Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 16055/11.
Таким образом только при продаже физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, имущества налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества, поскольку в силу статьи 24 Кодекса физические лица не признаются налоговыми агентами.
В данном случае налоговыми агентами являются индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления НДС за 2 квартал 2011 года заявителю в размере 4 016 250 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2013 по делу N А26-2203/2013 отменить.
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия от 25.12.2012 N 11-19/83 в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 4 016 250 руб. за 2 квартал 2011 года.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)