Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 (судья Сердюков П.А.) по делу N А75-8719/2012 по иску администрации города Сургута (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 8, ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525) к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (628404, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, 1, ИНН 8602060555, ОГРН 1028600584540) о взыскании 340 142 рублей 79 копеек.
Суд
установил:
администрация города Сургута (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз", Общество, ответчик) о взыскании 340 142 рублей 79 копеек, в том числе: 12 010 рублей 60 копеек суммы основного долга за период с 01.04.2012 по 30.06.2012, 328 132 рублей 19 копеек пени за период с 03.10.2009 по 21.08.2012.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 18.05.2005 N 503, со ссылкой на статьи 309, 310, 214, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 16, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 апелляционная жалоба администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 возвращена заявителю в связи с тем, что подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы и в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По ее мнению, решение арбитражного суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что с 29.10.2007 вступили в силу изменения в часть 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которыми, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял приказ от 30.12.2008 N 3-нп "Об арендной плате за земельные участки" (далее - Приказ N 3-нп), согласно пункту 12 которого, в договоре аренды земельного участка должно быть предусмотрено, что размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях: в связи с изменением Приказа N 3-нп; в связи с изменением категории земель; в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи с изменением разрешенного использования земельного участка.
Администрация считает, что размер арендной платы за земельные участки, негосударственная собственность на которые не разграничена, фактически, определяется государством в лице уполномоченного органа, а деятельность истца носит технический характер по расчету арендной платы.
Заявитель полагает, что доводы ответчика противоречат позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
По мнению Администрации, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Заявитель отмечает, что в связи с многочисленными изменениями параметров расчета арендной платы в 2009 году, большим объемом производимых расчетов и перерасчетов арендной платы по всем действующим на тот момент договорам аренды земельных участков за 2009 год, а так же отсутствием информации о кадастровой стоимости по многим земельным участкам, расчеты размера арендной платы за 2009 год по договорам аренды ОАО "Сургутнефтегаз" производились в 4 квартале 2009 года после окончательных изменений в параметрах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 18.05.2005 N 503 (далее - договор), согласно условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 68 319 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская обл., г. Сургут, на острове Зубатинском, под обустройство площадки куста скважин N 3 (5 очередь) на Западно-Сургутском месторождении. Категория земель - земли поселений. Кадастровый номер 86:10:0101168:0011 (пункт 1.1 договора).
Договор заключен с 11.03.2005 по 12.07.2013 и вступает в силу с момента его государственной регистрации в Сургутском отделении Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономному округам (пункт 1.3).
Государственная регистрация договора осуществлена 02.09.2005.
Размер арендной платы определен в разделе 2 договора.
В силу пункта 2.1 договора обязанность арендатора по уплате арендных платежей возникает с момента государственной регистрации.
Сумма ежегодной арендной платы за арендованный земельный участок определяется пропорционально времени аренды, исходя из расчета годовой арендной платы, составляющей на 2005 год - 1 019 417 рублей 60 копеек (пункт 2.2 договора).
Расчет размера арендной платы является приложением к договору.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы устанавливается на конец текущего календарного года. Расчет за очередной год аренды предоставляется арендатору в течение января месяца. В случаях изменения базовых размеров арендной платы, арендная плата подлежит перерасчету, не чаще одного раза в год, с последующим сообщением арендатору в течение 15 дней с момента изменения. В случае невыполнения данного условия арендодателем, арендная плата оплачивается арендатором исходя из ранее представленных расчетов.
Согласно пункту 2.4 договора арендная плата вносится арендатором равными долями в течение первых трех кварталов года до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а в четвертом квартале - не позднее 1 декабря текущего года.
В соответствии с дополнительным соглашением от 02.02.2010 пункт 2.4 договора изложен в иной редакции, согласно которой арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а за четвертый квартал - до 10 декабря.
Пунктом 2.3 договора, изложенным в редакции протокола урегулирования разногласий к дополнительному соглашению от 02.02.2010, стороны предусмотрели, что размер ежегодной арендной платы устанавливается на конец текущего календарного года. Расчет арендной платы за очередной год аренды арендатор обязан получить не позднее 20 марта текущего года в Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Сургута. Размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год с последующим сообщением арендатору в течение 15 дней с момента изменения, в том числе в связи с изменением порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленного приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп (с изменениями от 25.05.2009 N 7-нп).
Пунктом 5.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 02.02.2010 (с учетом протокола урегулирования разногласий) установлено, что за нарушение сроков внесения арендной платы начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Государственная регистрация дополнительного соглашения осуществлена 23.10.2010.
При заключении договора и до внесения в него изменений дополнительным соглашением к договору от 02.02.2010, исходя из расчета размера арендной платы, являющегося приложением к договору, порядок начисления арендной платы производился по формуле: S x K x C x 2 x 1, 2 x 2 x 1, 8 x 1, 1 х 1,1,
где: S - площадь земельного участка в кв. м.
К - ставка земельного налога по зонам в руб/ кв. м.
С - повышающий коэффициент для технического объекта - 2,
2; 1,2; 1,8; 1,1 - повышающие коэффициенты, установленные статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-фз "О Федеральном бюджете на 1999 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2009 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год", статьей 14 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов" Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Таким образом, размер арендной платы по договору представляет собой площадь земельного участка умноженную на соответствующую ставку земельного участка и на коэффициенты, установленные вышеперечисленными нормативными актами.
Следовательно, сторонами согласована методика определения размера арендной платы за земельный участок по формуле расчета арендной платы.
В связи с необходимостью получения на 2009 год расчета арендной платы ответчик обратился в Администрацию с письмом от 02.02.2009 N 01-59-04-10-332 с просьбой предоставить ставки арендной платы и порядок расчета оплаты по договору на 2009 год.
В ответе от 26.02.2009 истец указал, что расчеты арендной платы по договорам аренды земельных участков будут произведены после официального опубликования приказа N 3-нп.
Как следует из расчета задолженности, в отсутствие иного, следуя положениям пункта 2.3 договора в первоначальной редакции, ответчик осуществлял внесение арендной платы, исходя из ее размера, установленного за 2008 год, в сумме 480 282 рубля 57 копеек.
Актуальный размер арендной платы на 2009 год был направлен Администрацией в адрес общества письмом от 17.11.2009 за исх. N 14-9277/9 (09), то есть, после наступления сроков уплаты арендных платежей по договору аренды за 1, 2 и 3 кварталы 2009 года.
Изменение размера арендной платы с 2009 года обусловлено принятием приказа N 3-нп, установившего новый порядок ее определения.
Согласно пункту 4 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного приказом N 3-нп (далее - Порядок), размер годовой арендной платы определяется по формуле:
А = КС х С/100 х Кп х Кст х Ксп х Ксз, где:
- А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка;
- С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка;
- Кп, Кст, Ксп, Ксз - повышающие коэффициенты.
То есть, нормативным правовым актом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была изменена методика определения размера арендной платы.
Указывая на нарушение ответчиком условий договора, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно расчету задолженности по арендной плате и пени, приложенному к иску, истец 02.10.2009 единовременно начислил ответчику арендую плату за три первых квартала 2009 года в размере 2 333 834 рублей 80 копеек на основании приказа Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2009 N 7-нп "О внесении изменений в приказ Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп".
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, посчитал, что оплата арендной платы произведена ответчиком в полном размере и в соответствии с условиями договора.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы арбитражного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 3 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11 разъяснено следующее.
Пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем, договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ.
Данная методика после ее согласования сторонами становится условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 ГК РФ.
По пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе, из принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Частью 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, органы государственной власти субъектов устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы государственной власти субъекта впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что на момент наступления срока исполнения обязательства по внесению арендной платы в 2009 году новый ее размер Обществу известен не был, ввиду того, что расчет арендной платы на 2009 год подготовлен Администрацией 23.10.2009 - после наступления сроков оплаты по договору за три первых квартала (пунктами 2.2., 2.3 договора было предусмотрено предоставление расчета арендной платы на текущий год в январе месяце); изменение размера арендной платы в данном случае обусловлено не изменением базовых составляющих формулы расчета, а установлением нормативным актом субъекта Российской Федерации иной методики и порядка расчета; учитывая, что стороны установили новую методику расчета арендной платы в соответствии с требованиями Приказа в дополнительном соглашении от 02.02.2010 об изменении условий договора в порядке пункта 1 статьи 452 ГК РФ (зарегистрировано 23.10.2010), а до внесения изменений в договор действовали прежние условия договора и ответчик оплачивал арендную плату, исходя из установленного договором размера платы на основании расчета истца, представленного в 2008 году; арендная плата в новом размере произведена ответчиком своевременно и в полном объеме, что подтверждено представленными ответчиком в материалы дела платежными поручениями, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 по делу N А75-8719/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сургута - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N А75-8719/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N А75-8719/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 (судья Сердюков П.А.) по делу N А75-8719/2012 по иску администрации города Сургута (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 8, ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525) к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (628404, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, 1, ИНН 8602060555, ОГРН 1028600584540) о взыскании 340 142 рублей 79 копеек.
Суд
установил:
администрация города Сургута (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз", Общество, ответчик) о взыскании 340 142 рублей 79 копеек, в том числе: 12 010 рублей 60 копеек суммы основного долга за период с 01.04.2012 по 30.06.2012, 328 132 рублей 19 копеек пени за период с 03.10.2009 по 21.08.2012.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 18.05.2005 N 503, со ссылкой на статьи 309, 310, 214, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 16, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 апелляционная жалоба администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 возвращена заявителю в связи с тем, что подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы и в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По ее мнению, решение арбитражного суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что с 29.10.2007 вступили в силу изменения в часть 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которыми, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял приказ от 30.12.2008 N 3-нп "Об арендной плате за земельные участки" (далее - Приказ N 3-нп), согласно пункту 12 которого, в договоре аренды земельного участка должно быть предусмотрено, что размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях: в связи с изменением Приказа N 3-нп; в связи с изменением категории земель; в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи с изменением разрешенного использования земельного участка.
Администрация считает, что размер арендной платы за земельные участки, негосударственная собственность на которые не разграничена, фактически, определяется государством в лице уполномоченного органа, а деятельность истца носит технический характер по расчету арендной платы.
Заявитель полагает, что доводы ответчика противоречат позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
По мнению Администрации, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Заявитель отмечает, что в связи с многочисленными изменениями параметров расчета арендной платы в 2009 году, большим объемом производимых расчетов и перерасчетов арендной платы по всем действующим на тот момент договорам аренды земельных участков за 2009 год, а так же отсутствием информации о кадастровой стоимости по многим земельным участкам, расчеты размера арендной платы за 2009 год по договорам аренды ОАО "Сургутнефтегаз" производились в 4 квартале 2009 года после окончательных изменений в параметрах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 18.05.2005 N 503 (далее - договор), согласно условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 68 319 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская обл., г. Сургут, на острове Зубатинском, под обустройство площадки куста скважин N 3 (5 очередь) на Западно-Сургутском месторождении. Категория земель - земли поселений. Кадастровый номер 86:10:0101168:0011 (пункт 1.1 договора).
Договор заключен с 11.03.2005 по 12.07.2013 и вступает в силу с момента его государственной регистрации в Сургутском отделении Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономному округам (пункт 1.3).
Государственная регистрация договора осуществлена 02.09.2005.
Размер арендной платы определен в разделе 2 договора.
В силу пункта 2.1 договора обязанность арендатора по уплате арендных платежей возникает с момента государственной регистрации.
Сумма ежегодной арендной платы за арендованный земельный участок определяется пропорционально времени аренды, исходя из расчета годовой арендной платы, составляющей на 2005 год - 1 019 417 рублей 60 копеек (пункт 2.2 договора).
Расчет размера арендной платы является приложением к договору.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы устанавливается на конец текущего календарного года. Расчет за очередной год аренды предоставляется арендатору в течение января месяца. В случаях изменения базовых размеров арендной платы, арендная плата подлежит перерасчету, не чаще одного раза в год, с последующим сообщением арендатору в течение 15 дней с момента изменения. В случае невыполнения данного условия арендодателем, арендная плата оплачивается арендатором исходя из ранее представленных расчетов.
Согласно пункту 2.4 договора арендная плата вносится арендатором равными долями в течение первых трех кварталов года до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а в четвертом квартале - не позднее 1 декабря текущего года.
В соответствии с дополнительным соглашением от 02.02.2010 пункт 2.4 договора изложен в иной редакции, согласно которой арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а за четвертый квартал - до 10 декабря.
Пунктом 2.3 договора, изложенным в редакции протокола урегулирования разногласий к дополнительному соглашению от 02.02.2010, стороны предусмотрели, что размер ежегодной арендной платы устанавливается на конец текущего календарного года. Расчет арендной платы за очередной год аренды арендатор обязан получить не позднее 20 марта текущего года в Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Сургута. Размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год с последующим сообщением арендатору в течение 15 дней с момента изменения, в том числе в связи с изменением порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленного приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп (с изменениями от 25.05.2009 N 7-нп).
Пунктом 5.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 02.02.2010 (с учетом протокола урегулирования разногласий) установлено, что за нарушение сроков внесения арендной платы начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Государственная регистрация дополнительного соглашения осуществлена 23.10.2010.
При заключении договора и до внесения в него изменений дополнительным соглашением к договору от 02.02.2010, исходя из расчета размера арендной платы, являющегося приложением к договору, порядок начисления арендной платы производился по формуле: S x K x C x 2 x 1, 2 x 2 x 1, 8 x 1, 1 х 1,1,
где: S - площадь земельного участка в кв. м.
К - ставка земельного налога по зонам в руб/ кв. м.
С - повышающий коэффициент для технического объекта - 2,
2; 1,2; 1,8; 1,1 - повышающие коэффициенты, установленные статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-фз "О Федеральном бюджете на 1999 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2009 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год", статьей 14 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов" Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Таким образом, размер арендной платы по договору представляет собой площадь земельного участка умноженную на соответствующую ставку земельного участка и на коэффициенты, установленные вышеперечисленными нормативными актами.
Следовательно, сторонами согласована методика определения размера арендной платы за земельный участок по формуле расчета арендной платы.
В связи с необходимостью получения на 2009 год расчета арендной платы ответчик обратился в Администрацию с письмом от 02.02.2009 N 01-59-04-10-332 с просьбой предоставить ставки арендной платы и порядок расчета оплаты по договору на 2009 год.
В ответе от 26.02.2009 истец указал, что расчеты арендной платы по договорам аренды земельных участков будут произведены после официального опубликования приказа N 3-нп.
Как следует из расчета задолженности, в отсутствие иного, следуя положениям пункта 2.3 договора в первоначальной редакции, ответчик осуществлял внесение арендной платы, исходя из ее размера, установленного за 2008 год, в сумме 480 282 рубля 57 копеек.
Актуальный размер арендной платы на 2009 год был направлен Администрацией в адрес общества письмом от 17.11.2009 за исх. N 14-9277/9 (09), то есть, после наступления сроков уплаты арендных платежей по договору аренды за 1, 2 и 3 кварталы 2009 года.
Изменение размера арендной платы с 2009 года обусловлено принятием приказа N 3-нп, установившего новый порядок ее определения.
Согласно пункту 4 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного приказом N 3-нп (далее - Порядок), размер годовой арендной платы определяется по формуле:
А = КС х С/100 х Кп х Кст х Ксп х Ксз, где:
- А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка;
- С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка;
- Кп, Кст, Ксп, Ксз - повышающие коэффициенты.
То есть, нормативным правовым актом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была изменена методика определения размера арендной платы.
Указывая на нарушение ответчиком условий договора, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно расчету задолженности по арендной плате и пени, приложенному к иску, истец 02.10.2009 единовременно начислил ответчику арендую плату за три первых квартала 2009 года в размере 2 333 834 рублей 80 копеек на основании приказа Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2009 N 7-нп "О внесении изменений в приказ Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп".
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, посчитал, что оплата арендной платы произведена ответчиком в полном размере и в соответствии с условиями договора.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы арбитражного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 3 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11 разъяснено следующее.
Пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем, договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ.
Данная методика после ее согласования сторонами становится условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 ГК РФ.
По пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе, из принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Частью 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, органы государственной власти субъектов устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы государственной власти субъекта впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что на момент наступления срока исполнения обязательства по внесению арендной платы в 2009 году новый ее размер Обществу известен не был, ввиду того, что расчет арендной платы на 2009 год подготовлен Администрацией 23.10.2009 - после наступления сроков оплаты по договору за три первых квартала (пунктами 2.2., 2.3 договора было предусмотрено предоставление расчета арендной платы на текущий год в январе месяце); изменение размера арендной платы в данном случае обусловлено не изменением базовых составляющих формулы расчета, а установлением нормативным актом субъекта Российской Федерации иной методики и порядка расчета; учитывая, что стороны установили новую методику расчета арендной платы в соответствии с требованиями Приказа в дополнительном соглашении от 02.02.2010 об изменении условий договора в порядке пункта 1 статьи 452 ГК РФ (зарегистрировано 23.10.2010), а до внесения изменений в договор действовали прежние условия договора и ответчик оплачивал арендную плату, исходя из установленного договором размера платы на основании расчета истца, представленного в 2008 году; арендная плата в новом размере произведена ответчиком своевременно и в полном объеме, что подтверждено представленными ответчиком в материалы дела платежными поручениями, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2012 по делу N А75-8719/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сургута - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)