Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бузмакова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Нечаевой Н.А. судей Высочанской О.Ю., Лядовой Л.И. при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Э., О., С.Е., М.Д., М.В.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетнего М., на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
"С.Э., С.Е., О., М.Д. и М.В.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетнего М., в удовлетворении иска к администрации города Перми о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения общей площадью 90 кв. м, а также в возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины отказать".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истцов М.В.А., С.Э., их представителя М.В.И., настаивавших на доводах жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Перми о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью 90 кв. м из расчета 15 квадратных метров общей площади помещения на одного члена семьи.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просят истцы, указывая, что они проживают в помещении, не пригодном для проживания, что материалами дела подтверждается, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в иске.
Администрацией города представлены возражения относительно доводов жалобы, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства признания истцов малоимущими в целях их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не представлены, ни истец С.Э., ни члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Управлении жилищных отношений администрации города Перми не состоят, а отнесение жилого помещения к категории ветхого, непригодного для проживания, тем не менее не свидетельствует о том, что оно не подлежит ремонту и (или) реконструкции, доказательства иного суду также не представлены.
Между тем, с указанными выводами не может согласиться судебная коллегия.
Как установлено частями 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как установлено частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
На основании решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года N 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В суд апелляционной инстанции истцами представлено решение Комитета социальной защиты населения администрации города Перми от 16.04.2013 года N 85-Л о признании истцов малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 26 марта 2013 года.
Судебная коллегия полагает, что признание истцов малоимущими на основании указанного решения по состоянию на 26 марта 2013 года не свидетельствует о том, что на дату постановки обжалуемого решения суда от 19 февраля 2013 года истцы малоимущими не являлись, поскольку из смысла Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (статьи 1) следует, что малоимущими органом местного самоуправления признаются граждане, проживающие на территории Пермского края, в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Таким образом, признавая граждан малоимущими, орган местного самоуправления оценивает доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению за один календарный год, предшествующий месяцу подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что на дату принятия обжалуемого решения суда истцы являлись малоимущими, что впоследствии и было надлежаще подтверждено представленным решением Комитета социальной защиты населения администрации города Перми.
Как следует из материалов дела, жилой дом N <...> по ул. <...> г. Перми, согласно Положению "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", на основании акта обследования от 14 мая 2007 года отнесен к категории ветхого, непригодного для проживания (л.д. 12-13).
Согласно сведениям, представленным администрацией Ленинского района г. Перми суду апелляционной инстанции, капитальный ремонт указанного жилого дома проводить нецелесообразно.
Указанный документ судебная коллегия оценивает как доказательство того обстоятельства, что жилой дом N <...> по ул. <...> г. Перми, признанный в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, поскольку нецелесообразность капитального ремонта дома при отсутствии иных сведений относительно предстоящей его реконструкции позволяет сделать именно такой вывод.
Таким образом, истцы, являющиеся малоимущими, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции, имеют право на предоставление вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления общей площадью не менее 90 кв. м.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
На основании указанной нормы права, с учетом положений статьей 14, 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми к вопросам местного значения отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, обязанность по предоставлению истцам жилого помещения надлежит возложить на администрацию города Перми.
В соответствии с требованиями статьи 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию понесенные ими расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы (л.д. 2, 73-78).
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма семье, состоящей из шести человек: С.Э., О., С.Е., М.Д., М.В.А., М. отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 90 квадратных метров.
Взыскать с администрации города Перми расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> (<...>) рублей в пользу С.Э., <...> (<...>) рубля в пользу М.В.А., <...> (<...>) рублей в пользу М.Д., <...> (<...>) рублей в пользу С.Е., <...> (<...>) рублей в пользу О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4445
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N 33-4445
Судья Бузмакова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Нечаевой Н.А. судей Высочанской О.Ю., Лядовой Л.И. при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Э., О., С.Е., М.Д., М.В.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетнего М., на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
"С.Э., С.Е., О., М.Д. и М.В.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетнего М., в удовлетворении иска к администрации города Перми о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения общей площадью 90 кв. м, а также в возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины отказать".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истцов М.В.А., С.Э., их представителя М.В.И., настаивавших на доводах жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Перми о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью 90 кв. м из расчета 15 квадратных метров общей площади помещения на одного члена семьи.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просят истцы, указывая, что они проживают в помещении, не пригодном для проживания, что материалами дела подтверждается, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в иске.
Администрацией города представлены возражения относительно доводов жалобы, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства признания истцов малоимущими в целях их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не представлены, ни истец С.Э., ни члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Управлении жилищных отношений администрации города Перми не состоят, а отнесение жилого помещения к категории ветхого, непригодного для проживания, тем не менее не свидетельствует о том, что оно не подлежит ремонту и (или) реконструкции, доказательства иного суду также не представлены.
Между тем, с указанными выводами не может согласиться судебная коллегия.
Как установлено частями 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как установлено частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
На основании решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года N 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В суд апелляционной инстанции истцами представлено решение Комитета социальной защиты населения администрации города Перми от 16.04.2013 года N 85-Л о признании истцов малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 26 марта 2013 года.
Судебная коллегия полагает, что признание истцов малоимущими на основании указанного решения по состоянию на 26 марта 2013 года не свидетельствует о том, что на дату постановки обжалуемого решения суда от 19 февраля 2013 года истцы малоимущими не являлись, поскольку из смысла Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (статьи 1) следует, что малоимущими органом местного самоуправления признаются граждане, проживающие на территории Пермского края, в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Таким образом, признавая граждан малоимущими, орган местного самоуправления оценивает доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению за один календарный год, предшествующий месяцу подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что на дату принятия обжалуемого решения суда истцы являлись малоимущими, что впоследствии и было надлежаще подтверждено представленным решением Комитета социальной защиты населения администрации города Перми.
Как следует из материалов дела, жилой дом N <...> по ул. <...> г. Перми, согласно Положению "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", на основании акта обследования от 14 мая 2007 года отнесен к категории ветхого, непригодного для проживания (л.д. 12-13).
Согласно сведениям, представленным администрацией Ленинского района г. Перми суду апелляционной инстанции, капитальный ремонт указанного жилого дома проводить нецелесообразно.
Указанный документ судебная коллегия оценивает как доказательство того обстоятельства, что жилой дом N <...> по ул. <...> г. Перми, признанный в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, поскольку нецелесообразность капитального ремонта дома при отсутствии иных сведений относительно предстоящей его реконструкции позволяет сделать именно такой вывод.
Таким образом, истцы, являющиеся малоимущими, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции, имеют право на предоставление вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления общей площадью не менее 90 кв. м.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
На основании указанной нормы права, с учетом положений статьей 14, 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми к вопросам местного значения отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, обязанность по предоставлению истцам жилого помещения надлежит возложить на администрацию города Перми.
В соответствии с требованиями статьи 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию понесенные ими расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы (л.д. 2, 73-78).
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма семье, состоящей из шести человек: С.Э., О., С.Е., М.Д., М.В.А., М. отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 90 квадратных метров.
Взыскать с администрации города Перми расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> (<...>) рублей в пользу С.Э., <...> (<...>) рубля в пользу М.В.А., <...> (<...>) рублей в пользу М.Д., <...> (<...>) рублей в пользу С.Е., <...> (<...>) рублей в пользу О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)