Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Никитина А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Долгополовой Н.Н.,
Белинской С.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела 18 мая 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 марта 2011 года по иску прокурора Октябрьского района г. Орска в интересах Б. к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, которым суд исковые требования удовлетворил, постановил признать за Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение жилой площадью на территории Российской Федерации по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Б. на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя третьего лица Правительства Оренбургской области - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Б., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Орска обратился в суд с названным выше иском и в обоснование иска указал на следующие обстоятельства. Б. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Б.Н.У. умерла 13 июня 2005 года, а отец - Б.К.К. решением Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от 04 августа 2005 года лишен в отношении него родительских прав. Постановлением опекунского совета Мартукского районного отдела образования и спорта N 4 от 10 июля 2005 года в отношении Б. установлена опека, опекуном назначена Д.С.У., которая проживает в г. Орске, и Б. после этого переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию в г. Орск.
Распоряжением главы г. Орска от 12 ноября 2007 года N 4146-р был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список по внеочередному предоставлению жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"
Б. с сентября 2009 года поступил учился в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска". С декабря 2009 года по декабрь 2010 года Б. проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах РФ. С января 2011 года после окончания академического отпуска в связи со службой в армии, Б. продолжает учиться в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска". Срок окончания обучения - июнь 2011 года. Ответчик в нарушении закона не предоставил Б. после службы в армии жилое помещение.
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
При рассмотрении дела установлено, что Б. переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из Республики Казахстан в 2005 год к опекуну Д.С.У., так как его мать Б.Н.У. умерла 13 июня 2005 года, а его отец - Б.К.К. решением Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от 04 августа 2005 года лишен родительских прав.
Из представленных документов следует, что у Б. ни в Республике Казахстан, ни в Российской федерации нет жилого помещения.
Распоряжением главы г. Орска от 12 ноября 2007 года N 4146-р Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список по внеочередному предоставлению жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
01 сентября 2009 года Б. был зачислен на 1 курс ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска" по профессии автомеханик.
18 декабря 2009 года Б. был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил РФ, в связи с чем приказом директора ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска" от 22 декабря 2009 года ему предоставлен академический отпуск. 18 декабря 2010 года Б. уволен с военной службы, с 17 января 2001 года он приступил к занятиям в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска", срок окончания обучения - 30 июня 2011 года.
По окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ Б., имеющий в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жилой площадью, обеспечен ею не был.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Б., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Б. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что Правительством Оренбургской области в достаточном объеме не предоставлены ни свободные жилые помещения, ни денежные средства на эти цели, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина.
Другие доводы кассационной жалобы, касающиеся порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взаимоотношений Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления по этому вопросу, не могут быть приняты во внимание, так как не имеют значения для разрешения спора о праве Б. на обеспечение жилым помещением после окончания службы в армии.
Имея в виду, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3059/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2011 г. по делу N 33-3059/2011
Судья Никитина А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Долгополовой Н.Н.,
Белинской С.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела 18 мая 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 марта 2011 года по иску прокурора Октябрьского района г. Орска в интересах Б. к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, которым суд исковые требования удовлетворил, постановил признать за Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение жилой площадью на территории Российской Федерации по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Б. на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя третьего лица Правительства Оренбургской области - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Б., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Орска обратился в суд с названным выше иском и в обоснование иска указал на следующие обстоятельства. Б. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Б.Н.У. умерла 13 июня 2005 года, а отец - Б.К.К. решением Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от 04 августа 2005 года лишен в отношении него родительских прав. Постановлением опекунского совета Мартукского районного отдела образования и спорта N 4 от 10 июля 2005 года в отношении Б. установлена опека, опекуном назначена Д.С.У., которая проживает в г. Орске, и Б. после этого переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию в г. Орск.
Распоряжением главы г. Орска от 12 ноября 2007 года N 4146-р был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список по внеочередному предоставлению жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"
Б. с сентября 2009 года поступил учился в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска". С декабря 2009 года по декабрь 2010 года Б. проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах РФ. С января 2011 года после окончания академического отпуска в связи со службой в армии, Б. продолжает учиться в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска". Срок окончания обучения - июнь 2011 года. Ответчик в нарушении закона не предоставил Б. после службы в армии жилое помещение.
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
При рассмотрении дела установлено, что Б. переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из Республики Казахстан в 2005 год к опекуну Д.С.У., так как его мать Б.Н.У. умерла 13 июня 2005 года, а его отец - Б.К.К. решением Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от 04 августа 2005 года лишен родительских прав.
Из представленных документов следует, что у Б. ни в Республике Казахстан, ни в Российской федерации нет жилого помещения.
Распоряжением главы г. Орска от 12 ноября 2007 года N 4146-р Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список по внеочередному предоставлению жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
01 сентября 2009 года Б. был зачислен на 1 курс ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска" по профессии автомеханик.
18 декабря 2009 года Б. был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил РФ, в связи с чем приказом директора ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска" от 22 декабря 2009 года ему предоставлен академический отпуск. 18 декабря 2010 года Б. уволен с военной службы, с 17 января 2001 года он приступил к занятиям в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 31 г. Орска", срок окончания обучения - 30 июня 2011 года.
По окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ Б., имеющий в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жилой площадью, обеспечен ею не был.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Б., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Б. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что Правительством Оренбургской области в достаточном объеме не предоставлены ни свободные жилые помещения, ни денежные средства на эти цели, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина.
Другие доводы кассационной жалобы, касающиеся порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взаимоотношений Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления по этому вопросу, не могут быть приняты во внимание, так как не имеют значения для разрешения спора о праве Б. на обеспечение жилым помещением после окончания службы в армии.
Имея в виду, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)