Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4081/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу N 33-4081/2012


Председательствующий: Дементьев Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей Омского областного суда: Кутыревой О.М., Утенко Р.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 04 июля 2012 года
дело по частной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области И. на определение Калачинского районного суда Омской области от 22 мая 2012 г., которым постановлено:
"Произвести замену должника администрацию Калачинского муниципального района на Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области по вступившему в силу решению Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года.
Изменить порядок исполнения решения Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года, возложив обязанность по предоставлению во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Я., .... г.р., благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм на Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области".
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия

установила:

Администрация Калачинского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлениями о замене стороны и изменении способа и порядка исполнения решения, указав, что решением Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года на администрацию Калачинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм Я., ....... г.р., за счет субвенций бюджета Омской области.
Ранее Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма были переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматривались в областном бюджете в виде субвенций.
С 01.01.2012 года прекратилась передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. С 01.01.2012 года обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится субъектом Российской Федерации - Омская область самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области.
С учетом изложенного заявитель просит произвести замену должника администрацию Калачинского муниципального района на Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области по вступившему в силу решению Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года. Изменить порядок исполнения решения Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года, возложив обязанность по предоставлению во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Я., ...... г.р., благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм на Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области.
В судебном заседании представитель заявителя Комарова А.В. действующая на основании доверенности, поддержала требования, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении.
Прокурора Дроздова Н.И. не возражала против замены стороны, а также изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований указав, что Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в муниципальных районах Омской области в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Министерство образования Омской области ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формирует и направляет в Министерство заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Только на основании заявок Министерства образования Омской области Министерство осуществляет полномочия по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Представители заинтересованных лиц Министерства образования Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области, заинтересованное лицо Я. не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области И. просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу. В обоснование приводит доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В отзыве на частную жалобу Администрация Калачинского муниципального района просит в удовлетворении жалобы отказать и оставить определение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что решением Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 г. исковые требования Я. о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Калачинского муниципального района Омской области предоставить во внеочередном порядке Я., ......... г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм за счет субвенций бюджета Омской области.
12.04.2012 г. Администрация Калачинского муниципального района Омской области обратилась с заявлением о замене стороны и изменения способа и порядка исполнения решения.
Удовлетворяя заявление в части замены стороны, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с изменением законодательства, полномочия по предоставлению жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, осуществляют органы исполнительной власти субъекта Федерации, что по существу означает перемену лиц в обязательстве.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с данным выводом суда.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее "федеральный закон") определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Минимущества.
Таким образом, поскольку с 01.01.2012 органы местного самоуправления не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма категорий граждан - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), у суда первой инстанции, не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Администрации Омского муниципального района Омской области.
Доводы частной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как повторяют доводы, изложенные заявителем в возражениях на заявление о замене стороны и изменении способа и порядка исполнения решения суда. Они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были им мотивированно отклонены
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, оценил в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства. Нарушений материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену определения по указанным в жалобе основаниям, не установлено.
В то же время судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть постановленного определения указанием на то, что соответствующие Министерства исполняют свои обязанности по предоставлению жилых помещений в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 г. N 56-п, исключив указание на изменение порядка и способа исполнения решения как неточно сформулированное.
Руководствуясь ст. ст. 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Калачинского городского суда Омской области от 22 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области И. - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции:
"Произвести замену должника администрацию Калачинского муниципального района возложив обязанность по предоставлению во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Я., ...... г.р., благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм на Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области по вступившему в силу решению Калачинского городского суда Омской области от 13.12.2011 года, которые должны исполнять решение в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 г. N 56-п."















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)