Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2013 N Ф09-6475/13 ПО ДЕЛУ N А07-18297/2011

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. N Ф09-6475/13

Дело N А07-18297/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-18297/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Росреестра - Аллаярова Э.Д. (доверенность от 26.03.2013 N 72), Шакирова Э.Р. (доверенность от 26.03.2013 N 86);
- Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство лесного хозяйства) - Ханнанова А.Р. (доверенность от 29.12.2012 N 185);
- федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) - Чувашев Т.Ю. (доверенность от 18.01.2013).

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГАТЭ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным выраженного в сообщении от 28.07.2011 N 01/012/2011-439 отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 24.01.2011 N 01, заключенного между обществом и министерством лесного хозяйства, обязании Управления Росреестра зарегистрировать указанный договор.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Территориальное управление Росимущества), кадастровая палата, государственное учреждение "Уфимское лесничество" (далее - лесничество).
Решением суда от 19.12.2012 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на применение судами закона, не подлежащего применению, и неприменение закона, подлежащего применению. Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что в отношении спорного лесного участка государственный кадастровый учет не осуществлялся, указывает, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является спорный лесной участок (лесной участок с кадастровым номером 02:47:000000:154 имеет статус "архивный"). Заявитель также не согласен с выводами судов об идентичности предмета договора, указанного в самом договоре и в заявлении о государственной регистрации, так как г. Уфа и Уфимский район являются различными административно-территориальными делениями. По мнению заявителя жалобы, поскольку государственный кадастровый учет спорного участка был осуществлен, то при последующем совершении сделок с этим объектом требуется представление кадастрового плана или паспорта. Кроме того, Управление Росреестра считает, что к участию в деле следовало привлечь Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан как возможного собственника лесного участка.
В представленных отзывах общество, министерство лесного хозяйства и Территориальное управление Росимущества возражают против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на аукционе, состоявшемся 29.12.2010, приобрело право на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,5 га, квартал N 25, выделы 42, 43 в Уфимском лесничестве (протокол от 29.12.2010 N 2.337).
На основании протокола от 29.12.2010 N 2.337 между министерством лице лесничества и обществом подписан договор аренды от 24.01.2011 N 01 лесного участка с учетным номером в Государственном лесном реестре 1180014711-06-01.
План-схема расположения лесного участка и его границы приводятся в приложении N 1 к договору.
Срок аренды установлен с момента подписания акта приема-передачи лесного участка на 49 лет, с 24.01.2011 по 05.01.2060 (п. 2.2 договора).
Общество 08.02.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 24.01.2011 N 01.
Управление Росреестра в сообщении от 28.07.2011 N 01/012/2011-439 отказало обществу в государственной регистрации договора аренды.
В качестве основания отказа в государственной регистрации Управление Росреестра указало, что согласно договору аренды лесной участок имеет местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, на территории городских лесов городского округа г. Уфа, квартал N 25, выделы 42, 43, при этом категория земли - "земли лесного фонда". Вместе с тем в письме министерства от 25.01.2011 N 36 указано, что арендуемый участок лесного фонда входит в состав лесного участка, имеющего кадастровый номер 02:47:000000:0154. Согласно записям в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лесной участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 имеет адрес: Республики Башкортостан, Уфимский район. В договоре аренды не указано, что лесной участок является частью лесного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154. Указание в договоре на то, что лесной участок расположен на территории городского округа город Уфа с категорией земель - земли лесного фонда не соответствует законодательству о переводе земель.
Полагая, что названный отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
При этом в силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01.01.2012 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно ст. 4.2 названного Вводного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным.
Статьей 4.4 Вводного закона предусмотрено, что если до 01.01.2012 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в отношении спорного лесного участка, являющегося предметом договора аренды, государственный кадастровый учет не осуществлялся, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка не требовалось.
В силу ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предмет договора аренды от 24.01.2011 N 01 сторонами определен, указан номер учетной записи участка в государственном лесном реестре 1180014711-06-01, к договору приложен план-схема расположения лесного участка и его границ.
Судами также установлен факт вхождения лесного участка, указанного в договоре аренды, в состав общего лесного массива, составляющего земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154, на который было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 20.08.2004). Данное обстоятельство подтверждается информацией лесничества, являющегося учреждением со специальной компетенцией в области управления лесами.
При этом суды верно отметили, что само по себе указание в договоре аренды на то, что лесной участок имеет местоположение - на территории городских лесов городского округа г. Уфа, при том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154 в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в качестве адреса объекта указан Уфимский район, не свидетельствует о том, что лесной участок не входит в лесной массив, составляющий земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, доказательства перевода лесного участка в иную категорию в соответствии с требованиями законодательства о переводе земель в материалах дела отсутствуют, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-18297/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
А.А.СТОЛЯРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)