Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель поселений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-51398/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Техномет" (далее - общество) - Крупина М.С. (доверенность от 01.02.2013 N 33).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) о признании недействительным п. 3 дополнительного соглашения от 27.02.2012 N 1 "О переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления прав и обязанностей арендодателя по договору аренды от 17.10.2011 N 701".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и к нему не могут применяться правила расчета арендной платы, предусмотренные для земель лесного фонда. Торги по продаже права аренды части земельного участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м, входящей в состав земельного участка из земель населенных пунктов, являющегося предметом спорного договора аренды, не проводились.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности заключен договор аренды от 17.10.2011 N 701.
По условиям названного договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, состоящий из части земельного (лесного) участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м из состава участке с кадастровым номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
В соответствии с п. 5 этого договора арендная плата составляет 500 000 руб. в год и рассчитывается на основании ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Согласно п. 6 договора расчетным периодом является квартал. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 10 числа последнего месяца каждого квартала согласно приложению N 4 к договору.
На участок площадью 35 120 000 кв. м зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 11.09.2008, запись регистрации N 66-66-01/600/2008-001).
В связи с переводом земельного участка в категорию земель населенных пунктов между обществом и управлением 27.02.2012 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды о переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления в Свердловской области прав и обязанностей арендодателя по договору аренды от 17.10.2011 N 701.
Согласно п. 3 соглашения размер арендной платы по договору аренды от 17.10.2011 N 701 рассчитывается в соответствии с Правилами определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), на основании рыночной стоимости земельного участка.
По мнению общества при расчете арендной платы за использование арендуемым участком должен использоваться п. 4 Правил, поскольку земельный участок приобретен в результате торгов и включение в текст дополнительного соглашения N 1 иного порядка определения размера арендной платы противоречит действующему законодательству.
Общество обращалось к территориальному управлению с просьбой привести условия дополнительного соглашения в соответствие с требованиями действующего законодательства, на что управление ответило отказом. Отказ обоснован тем, что предметом договора аренды является лесной участок, отношения по использованию которого, в том числе по заключению договора аренды, регулировались лесным законодательством, в настоящее время участок является земельным участком, относится к категории земель населенных пунктов, в отношении права аренды этого участка торгов не проводились, следовательно, арендная плата должна определяться исходя из рыночной стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, земельный участок, арендуемый обществом, относится к землям лесного фонда.
В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 08.06.2012, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, земельный участок расположен в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
Таким образом, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
При заключении договора аренды от 17.10.2011 N 701 требование лесного законодательства о реализации права аренды по результатам аукциона соблюдено. Арендная плата по указанному договору определена по результатам торгов.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что часть земельного участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м из участка с номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, с разрешенным использованием: земли под эксплуатируемыми лесами, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов и оснований для определения в отношении него стоимости арендной платы исходя из рыночной стоимости аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, не имеется.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали условия дополнительного соглашения к договору аренды, устанавливающего, что арендная плата определяется исходя из рыночной стоимости на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, недействительными и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки заявителя на то, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и к нему не могут применяться правила расчета арендной платы, предусмотренные для земель лесного фонда, подлежат отклонению. Выводы судов об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-51398/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2013 N Ф09-7939/13 ПО ДЕЛУ N А60-51398/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель поселений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2013 г. N Ф09-7939/13
Дело N А60-51398/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-51398/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Техномет" (далее - общество) - Крупина М.С. (доверенность от 01.02.2013 N 33).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) о признании недействительным п. 3 дополнительного соглашения от 27.02.2012 N 1 "О переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления прав и обязанностей арендодателя по договору аренды от 17.10.2011 N 701".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и к нему не могут применяться правила расчета арендной платы, предусмотренные для земель лесного фонда. Торги по продаже права аренды части земельного участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м, входящей в состав земельного участка из земель населенных пунктов, являющегося предметом спорного договора аренды, не проводились.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности заключен договор аренды от 17.10.2011 N 701.
По условиям названного договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, состоящий из части земельного (лесного) участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м из состава участке с кадастровым номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
В соответствии с п. 5 этого договора арендная плата составляет 500 000 руб. в год и рассчитывается на основании ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Согласно п. 6 договора расчетным периодом является квартал. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 10 числа последнего месяца каждого квартала согласно приложению N 4 к договору.
На участок площадью 35 120 000 кв. м зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 11.09.2008, запись регистрации N 66-66-01/600/2008-001).
В связи с переводом земельного участка в категорию земель населенных пунктов между обществом и управлением 27.02.2012 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды о переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления в Свердловской области прав и обязанностей арендодателя по договору аренды от 17.10.2011 N 701.
Согласно п. 3 соглашения размер арендной платы по договору аренды от 17.10.2011 N 701 рассчитывается в соответствии с Правилами определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), на основании рыночной стоимости земельного участка.
По мнению общества при расчете арендной платы за использование арендуемым участком должен использоваться п. 4 Правил, поскольку земельный участок приобретен в результате торгов и включение в текст дополнительного соглашения N 1 иного порядка определения размера арендной платы противоречит действующему законодательству.
Общество обращалось к территориальному управлению с просьбой привести условия дополнительного соглашения в соответствие с требованиями действующего законодательства, на что управление ответило отказом. Отказ обоснован тем, что предметом договора аренды является лесной участок, отношения по использованию которого, в том числе по заключению договора аренды, регулировались лесным законодательством, в настоящее время участок является земельным участком, относится к категории земель населенных пунктов, в отношении права аренды этого участка торгов не проводились, следовательно, арендная плата должна определяться исходя из рыночной стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, земельный участок, арендуемый обществом, относится к землям лесного фонда.
В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 08.06.2012, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, земельный участок расположен в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский" категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
Таким образом, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - земли под эксплуатируемыми лесами.
При заключении договора аренды от 17.10.2011 N 701 требование лесного законодательства о реализации права аренды по результатам аукциона соблюдено. Арендная плата по указанному договору определена по результатам торгов.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что часть земельного участка с учетным номером 17 площадью 145 000 кв. м из участка с номером 66:41:0000000:183 площадью 35 120 000 кв. м, с разрешенным использованием: земли под эксплуатируемыми лесами, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов и оснований для определения в отношении него стоимости арендной платы исходя из рыночной стоимости аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, не имеется.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали условия дополнительного соглашения к договору аренды, устанавливающего, что арендная плата определяется исходя из рыночной стоимости на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, недействительными и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки заявителя на то, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и к нему не могут применяться правила расчета арендной платы, предусмотренные для земель лесного фонда, подлежат отклонению. Выводы судов об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-51398/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)