Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Степанков В.В.
А-57
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Славской Л.А.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении
по апелляционной жалобе Н.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия Администрации города Минусинска по снятию Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по постановлению главы города от 16.10.2006 года.
В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска обязать восстановить на учете в качестве нуждающейся отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Н. обратился в суд с иском к Администрации города Минусинска о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что на основании постановления главы администрации г. Минусинска от 30.07.1997 года Н. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 19 сентября 2006 года администрацией г. Минусинска истцу предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира в специализированном доме для одиноких престарелых граждан по адресу: г. в 2010 году на основании личного заявления Н. предоставлена квартира N в указанном доме, заключен договор найма жилого помещения в специализированном жилом доме для одиноких и престарелых. Вместе с тем, на основании Постановления главы г. Минусинска от 16 октября 2006 года N 1538-п Н. была снята с учета граждан, состоящих в списках очередников на улучшение жилищных условий в связи улучшением жилищных условий. Поскольку с Н. договор социального найма жилого помещения не заключался, жилищные условия не улучшались, заявление о снятии с учета последней было написано вынужденно, истец просил признать незаконным снятие Н. учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также восстановить Н. на указанной очереди с датой постановки 30.07.1997 г.
Судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. просит отменить решение суда, указывая на допущенные нарушения требований норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание не явилась Н., извещалась лично после отложения дела судом апелляционной инстанции, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 68), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации г. Минусинска Ш., заслушав заключение прокурора Щелкуновой О.М., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным снятия Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что с 30.07.1997 г. Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
14.09.2006 г. Н. обратилась к Главе г. Минусинска с заявлением о предоставлении квартиры в доме ветеранов по ул. Так же просила: "С очереди снять на жилье, так как альтернативы нет".
19.09.2006 года Н. ответчиком предоставлена однокомнатная квартира N в специализированном жилом доме по ул..
На основании Постановления главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П Н. снята с учета на основании личного заявления в связи с улучшением жилищных условий (л.д. 20). В соответствии с Постановлением Администрации г. Минусинска от 11.11.2009 г. внесены изменения в Постановление главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П, в соответствии с которыми Н. подлежала снятию с учета в связи с подачей по месту жительства заявления о снятии с учета.
22 сентября 2010 года между Н. и Администрацией г. Минусинска заключен договор найма жилого помещения в специальном доме для одиноких и престарелых граждан N 262 (л.д. 15), согласно которому истцу для проживания предоставлено муниципальное жилое помещение по адресу г., состоящее из одной комнаты общей площадью 35,9 кв. м.
Оценивая указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации г. Минусинска по снятию Н. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент снятия с учета Н. сохраняла нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку не обеспечивалась жилыми помещениями по договору социального найма.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о восстановлении Н. в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку судом первой инстанции установлена незаконность снятия Н. с учета в качестве нуждающейся, в связи с чем, нарушенное право подлежит защите путем восстановления указанного лица в очереди.
При этом, судебная коллегия не принимает возражения ответчика об отсутствии оснований для восстановления Н. на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением указанным лицом на основании договора купли-продажи от 26.02.2008 года квартиры по адресу: общей площадью 39,9 кв. м, жилой 26,9 кв. м, поскольку сделка совершена после снятия лица с учета и не может являться основанием для отказа в восстановлении на учете на момент издания Постановления главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П. При этом, судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства не исключают права ответчика на рассмотрение вопроса о снятии с учета Н. при наличии установленных законом оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года изменить.
Указанное решение в части отказа в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменить.
Рассмотреть требования по существу.
Обязать Администрацию города Минусинска восстановить Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.07.2007 г.
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года в остальной части оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7302
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N 33-7302
Судья: Степанков В.В.
А-57
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Славской Л.А.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении
по апелляционной жалобе Н.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия Администрации города Минусинска по снятию Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по постановлению главы города от 16.10.2006 года.
В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска обязать восстановить на учете в качестве нуждающейся отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Н. обратился в суд с иском к Администрации города Минусинска о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что на основании постановления главы администрации г. Минусинска от 30.07.1997 года Н. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 19 сентября 2006 года администрацией г. Минусинска истцу предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира в специализированном доме для одиноких престарелых граждан по адресу: г. в 2010 году на основании личного заявления Н. предоставлена квартира N в указанном доме, заключен договор найма жилого помещения в специализированном жилом доме для одиноких и престарелых. Вместе с тем, на основании Постановления главы г. Минусинска от 16 октября 2006 года N 1538-п Н. была снята с учета граждан, состоящих в списках очередников на улучшение жилищных условий в связи улучшением жилищных условий. Поскольку с Н. договор социального найма жилого помещения не заключался, жилищные условия не улучшались, заявление о снятии с учета последней было написано вынужденно, истец просил признать незаконным снятие Н. учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также восстановить Н. на указанной очереди с датой постановки 30.07.1997 г.
Судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. просит отменить решение суда, указывая на допущенные нарушения требований норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание не явилась Н., извещалась лично после отложения дела судом апелляционной инстанции, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 68), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации г. Минусинска Ш., заслушав заключение прокурора Щелкуновой О.М., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным снятия Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что с 30.07.1997 г. Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
14.09.2006 г. Н. обратилась к Главе г. Минусинска с заявлением о предоставлении квартиры в доме ветеранов по ул. Так же просила: "С очереди снять на жилье, так как альтернативы нет".
19.09.2006 года Н. ответчиком предоставлена однокомнатная квартира N в специализированном жилом доме по ул..
На основании Постановления главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П Н. снята с учета на основании личного заявления в связи с улучшением жилищных условий (л.д. 20). В соответствии с Постановлением Администрации г. Минусинска от 11.11.2009 г. внесены изменения в Постановление главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П, в соответствии с которыми Н. подлежала снятию с учета в связи с подачей по месту жительства заявления о снятии с учета.
22 сентября 2010 года между Н. и Администрацией г. Минусинска заключен договор найма жилого помещения в специальном доме для одиноких и престарелых граждан N 262 (л.д. 15), согласно которому истцу для проживания предоставлено муниципальное жилое помещение по адресу г., состоящее из одной комнаты общей площадью 35,9 кв. м.
Оценивая указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации г. Минусинска по снятию Н. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент снятия с учета Н. сохраняла нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку не обеспечивалась жилыми помещениями по договору социального найма.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о восстановлении Н. в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку судом первой инстанции установлена незаконность снятия Н. с учета в качестве нуждающейся, в связи с чем, нарушенное право подлежит защите путем восстановления указанного лица в очереди.
При этом, судебная коллегия не принимает возражения ответчика об отсутствии оснований для восстановления Н. на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением указанным лицом на основании договора купли-продажи от 26.02.2008 года квартиры по адресу: общей площадью 39,9 кв. м, жилой 26,9 кв. м, поскольку сделка совершена после снятия лица с учета и не может являться основанием для отказа в восстановлении на учете на момент издания Постановления главы г. Минусинска от 16.10.2006 года N 1538-П. При этом, судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства не исключают права ответчика на рассмотрение вопроса о снятии с учета Н. при наличии установленных законом оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года изменить.
Указанное решение в части отказа в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Н. к Администрации города Минусинска о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменить.
Рассмотреть требования по существу.
Обязать Администрацию города Минусинска восстановить Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.07.2007 г.
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2012 года в остальной части оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)