Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лукьянова И.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Чернышовой Н.Э., Вершининой О.Ю.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я., представителя К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 21.08.2013, которым в удовлетворении требований Я., К.М., действующего также в интересах К.Я., к администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя К.М. по доверенности К.О., судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. в составе ... человек признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет по улучшению жилищных условий в общую и льготную очереди.
Решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> данная семья снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обнаруженной при проверке ошибкой, поскольку не является малоимущей. О данном решении К.М. сообщено уведомлением от <ДАТА>.
<ДАТА> Я., К.М., действующий также в интересах К.Я., обратились в суд с заявлением о признании действий администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о снятии их семьи с очереди на получение жилья по договору социального найма незаконным и восстановлении в льготной очереди по получение жилья как пострадавших от пожара.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДАТА> в жилом доме ..., в котором они проживали на условиях договора социального найма, произошел пожар. По заключению межведомственной комиссии дом сгорел полностью и восстановлению не подлежит. Иного жилого помещения за ними не зарегистрировано. Полагают, что при вынесении решения жилищной комиссией не учтено, что семья была включена в льготную очередь как пострадавшая в результате пожара.
В судебное заседание заявители К.М., действующий также в интересах К.Я., и Я. не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель К.М. по доверенности К.О. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование заявления. Пояснила, что в результате пожара семья лишилась единственного жилья, поэтому заявители имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма независимо от того, является семья малоимущей или нет. При постановке на учет в качестве нуждающихся при данных обстоятельствах материальное положение учитываться не должно.
Представитель администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района по доверенности С. заявленные требования не признала. Пояснила, что решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. снята с учета по улучшению жилищных условий, так как поставлена на учет ошибочно. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Поскольку семья К.М. не признана малоимущей, то не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О., Я. ставят вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права. В обоснование ссылаются на доводы, аналогичные тем, которые приведены в обоснование заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно пункту 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан". Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 данного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются указанные в части 3 настоящей статьи граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право: граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона, признанные малоимущими в порядке, установленном Законом Вологодской области "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее также Закон N 1306-ОЗ) малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления поселений и городских округов области (далее - орган местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (пункт 1 указанной статьи).
Малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном действующим законодательством порядке (пункт 2 указанной статьи).
В случае наличия у гражданина основания для признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим (пункт 3 указанной статьи).
Расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, в силу статьи 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ производится на основании сведений о составе семьи и доходах членов семьи, указанных в заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закрепляя право гражданина на жилище в пункте 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации и реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (подпункт 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (пункт 2 статьи 49, пункт 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что Я., К.М., действующий также в интересах К.Я., в результате пожара <ДАТА> лишились единственного жилого помещения, в связи с чем решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> их семья признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет по улучшению жилищных условий в общую и льготную очереди.
Вместе с тем, как следует из расчета в целях признания граждан малоимущими администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. малоимущей не является, поскольку имеет доходы, при которых срок накопления равен ... года, что меньше установленного Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" пятилетнего срока.
Указанный расчет судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Таким образом, семья К.М., не являясь малоимущей, не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку семья К.М. ошибочно принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> она снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем К.М. сообщено уведомлением от <ДАТА>.
Учитывая, что решение администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о снятии заявителей с учета нуждающихся в жилых помещениях принято после установления неправомерных действий должностных лиц администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района при решении вопроса о принятии на учет, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из приведенных норм материального права, характера заявленных требований, принятия решения администрацией Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района в пределах полномочий, судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правомерным.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что утрата единственного жилого помещения является достаточным основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, является семья малоимущей или нет, основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 21.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Я., представителя К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.МАКЛАКОВА
Судьи
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
О.Ю.ВЕРШИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2013 N 33-4719/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. N 33-4719/2013
Судья Лукьянова И.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Чернышовой Н.Э., Вершининой О.Ю.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я., представителя К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 21.08.2013, которым в удовлетворении требований Я., К.М., действующего также в интересах К.Я., к администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя К.М. по доверенности К.О., судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. в составе ... человек признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет по улучшению жилищных условий в общую и льготную очереди.
Решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> данная семья снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обнаруженной при проверке ошибкой, поскольку не является малоимущей. О данном решении К.М. сообщено уведомлением от <ДАТА>.
<ДАТА> Я., К.М., действующий также в интересах К.Я., обратились в суд с заявлением о признании действий администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о снятии их семьи с очереди на получение жилья по договору социального найма незаконным и восстановлении в льготной очереди по получение жилья как пострадавших от пожара.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДАТА> в жилом доме ..., в котором они проживали на условиях договора социального найма, произошел пожар. По заключению межведомственной комиссии дом сгорел полностью и восстановлению не подлежит. Иного жилого помещения за ними не зарегистрировано. Полагают, что при вынесении решения жилищной комиссией не учтено, что семья была включена в льготную очередь как пострадавшая в результате пожара.
В судебное заседание заявители К.М., действующий также в интересах К.Я., и Я. не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель К.М. по доверенности К.О. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование заявления. Пояснила, что в результате пожара семья лишилась единственного жилья, поэтому заявители имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма независимо от того, является семья малоимущей или нет. При постановке на учет в качестве нуждающихся при данных обстоятельствах материальное положение учитываться не должно.
Представитель администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района по доверенности С. заявленные требования не признала. Пояснила, что решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. снята с учета по улучшению жилищных условий, так как поставлена на учет ошибочно. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Поскольку семья К.М. не признана малоимущей, то не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О., Я. ставят вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права. В обоснование ссылаются на доводы, аналогичные тем, которые приведены в обоснование заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно пункту 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан". Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 данного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются указанные в части 3 настоящей статьи граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право: граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона, признанные малоимущими в порядке, установленном Законом Вологодской области "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее также Закон N 1306-ОЗ) малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления поселений и городских округов области (далее - орган местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (пункт 1 указанной статьи).
Малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном действующим законодательством порядке (пункт 2 указанной статьи).
В случае наличия у гражданина основания для признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим (пункт 3 указанной статьи).
Расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, в силу статьи 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ производится на основании сведений о составе семьи и доходах членов семьи, указанных в заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закрепляя право гражданина на жилище в пункте 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации и реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (подпункт 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (пункт 2 статьи 49, пункт 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что Я., К.М., действующий также в интересах К.Я., в результате пожара <ДАТА> лишились единственного жилого помещения, в связи с чем решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> их семья признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет по улучшению жилищных условий в общую и льготную очереди.
Вместе с тем, как следует из расчета в целях признания граждан малоимущими администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> семья К.М. малоимущей не является, поскольку имеет доходы, при которых срок накопления равен ... года, что меньше установленного Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1306-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" пятилетнего срока.
Указанный расчет судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Таким образом, семья К.М., не являясь малоимущей, не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку семья К.М. ошибочно принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решением жилищной комиссии при администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от <ДАТА> она снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем К.М. сообщено уведомлением от <ДАТА>.
Учитывая, что решение администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района о снятии заявителей с учета нуждающихся в жилых помещениях принято после установления неправомерных действий должностных лиц администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района при решении вопроса о принятии на учет, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из приведенных норм материального права, характера заявленных требований, принятия решения администрацией Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района в пределах полномочий, судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правомерным.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что утрата единственного жилого помещения является достаточным основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, является семья малоимущей или нет, основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 21.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Я., представителя К.М., действующего также в интересах К.Я., по доверенности К.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.МАКЛАКОВА
Судьи
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
О.Ю.ВЕРШИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)