Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2012 N 33-3772/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. N 33-3772/2012


Судья Куприянова Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Жидковой О.В., Теплова И.П.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Вологды по доверенности М. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12 июля 2012 года, которым признано незаконным постановление Администрации г. Вологды от 16 апреля 2012 года N ... "Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма" в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, К., года рождения.
Обязана Администрация г. Вологды принять К., года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в, предоставляемого по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения К., представителя службы по правам ребенка Правительства Вологодской области по доверенности С., судебная коллегия

установила:

К., года рождения, обратился 29.05.2012 в суд с иском об оспаривании отказа Администрации г. Вологды в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке.
В обоснование требований указал, что с 1998 года он относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в БОУ ВО "... детский дом N ...", затем в приемной семье С., в настоящее время проживает по месту жительства приемной семьи по адресу:.
Постановлением Главы районного самоуправления от 18.01.1999 N ... за ним было закреплено право на жилую площадь по адресу:, где он зарегистрирован, но более десяти лет проживает и работает в г. Вологде. В закрепленной за ним квартире проживает мать, лишенная в отношении него родительских прав, жить совместно с ней не желает, возвращаться в не собирается.
18.04.2012 ему в письменной форме отказано ответчиком в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма в связи с наличием закрепленного за ним жилья в Верховажье.
Просил обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды принять его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в городе Вологда, предоставляемого по договору социального найма.
В судебном заседании К. заявленные исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановление Администрации г. Вологды от 16.04.2012 N ... "Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма" в части отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма; обязать Администрацию г. Вологды поставить его на данный учет.
Представитель ответчика Администрации г. Вологды по доверенности М. с иском не согласилась, суду пояснила, что отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, является правомерным, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица службы по правам ребенка Правительства Вологодской области по доверенности С. считала отказ в постановке К. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в г. Вологде незаконным, уточненные исковые требования поддержала.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Вологды по доверенности М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на правомерность отказа в постановке на учет истца, на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Из пункта 2 части 2 указанной нормы закона усматривается, что детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются во внеочередном порядке.
Согласно статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 4 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании жилищных отношений в Вологодской области" учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении (его законного представителя), органами местного самоуправления области:
- по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством (в случае, если место жительства ребенка до момента выявления неизвестно - по месту выявления его как оставшегося без попечения родителей);
- по месту пребывания ребенка в семье опекуна (попечителя), в том числе в приемной семье, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ребенок находился там десять и более лет (при отсутствии закрепленного жилого помещения).
Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма осуществляется с момента выявления их как оставшихся без попечения родителей.
В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области регламентирован Постановлением Правительства Вологодской области от 13.07.2007 N 723 "Об управлении и распоряжении жилищным фондом области".
В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 N 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на указанный орган.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является наличие следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; отсутствие закрепленного за данными гражданами жилого помещения по месту их жительства или пребывания.
Из материалов дела усматривается, что К., года рождения, относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 15.02.1999 года по настоящее время, то есть более 10 лет, проживает на территории муниципального образования "Город Вологда", где жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, а также иного закрепленного за ним жилья не имеет.
Постановлением Администрации г. Вологды от 16.04.2012 N ... "Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма" К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Учитывая, что К. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не достигшее возраста 23 лет, желает встать на соответствующий учет по месту своего пребывания (), где проживает более 10 лет, жильем по месту пребывания не обеспечен, вывод суда первой инстанции о том, что отказ органа местного самоуправления от 16.04.2012 в постановке истца на данный учет является незаконным, поскольку отказ противоречит требованиям ч. 1.1 ст. 4 вышеназванного закона Вологодской области, правомерен.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Вологды по доверенности М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)