Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9142/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N 33-9142/2013


Судья: Лемякина В.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мун Г.И.,
судей Гулян Р.Ф., Жабиной Н.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело гражданское дело по иску прокурора г. Волгограда в интересах К. к администрации <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности принять на учет
по апелляционному представлению прокурора Волгограда М.А. Кармолиной, апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Волгограда по доверенности К.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 мая 2013 года, которым исковые требования прокурора <адрес> в интересах К. удовлетворены частично, признано незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> об отказе в принятии К. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В удовлетворении требований в части возложения обязанности принять К. на учет в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилых помещений отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия по гражданским делам

установила:

Прокурор Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов К. к Администрации г. Волгограда о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, понуждении в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что решением Быковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К. лишена родительских прав в отношении сына К., отец К. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> <.......> К. было установлено попечительство, попечителем назначена К. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> за К. было закреплено право проживания в жилом помещении по <адрес>, где он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> отменено Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> о закреплении за К. указанного жилого помещения.
Жилого помещения на праве собственности, либо другом праве, К. не имеет. К. на протяжении нескольких лет обучался по очной форме обучения на территории г. Волгограда и временно зарегистрирован по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, как лицу, относящемуся в категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность получения жилого помещения, как по месту проживания, так и по месту пребывания, и реализация указанного права не может быть поставлена в зависимость от регистрации гражданина, прокурор Волгограда просил признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> об отказе в принятии К. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязать Администрацию <адрес> принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма К.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор г. Волгограда К. просит решение отменить в части и вынести новое решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, удовлетворить требования К. в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе представитель ответчика представителя ответчика администрации Волгограда по доверенности К. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить в части признания незаконным постановления администрации Волгограда и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации Волгограда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав истца К., просившего его требования удовлетворить в полном объеме, прокурора К. не поддержавшую апелляционное представление, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. п. 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по закреплению жилья лежит на органах местной власти.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что названные в них категории граждан по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования подлежали обеспечению жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации вне очереди и по месту их жительства при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, при невозможности использования для проживания какого-либо помещения.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месте жительства), на основании письменного заявления, либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно.
Судом установлено, что решением Быковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К. лишена родительских прав в отношении сына К., отец К. умер ДД.ММ.ГГГГ, попечителем несовершеннолетнего на основании Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> назначена его бабушка К., с которой он проживал с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> за К. было закреплено вышеуказанное жилое помещение.
С ДД.ММ.ГГГГ по август ДД.ММ.ГГГГ года К. обучался на дневном отделении ГОУ ВПО "<.......>", на время обучения был временно зарегистрирован в общежитии по месту пребывания по адресу: <.......>, что подтверждается представленными справками, копиями дипломов.
В период обучения истец работал в ГОУ ВПО "<.......>
После окончания института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>
Как следует из объяснения истца К. не желая возвращаться в Быково, поскольку работает в городе Волгограде, К. обратился с заявлением в администрацию <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> о закреплении за ним указанного жилого помещения. После чего ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в администрацию Волгограда с заявлением о принятии его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, как оставшегося без попечения родителей и не имеющего жилой площади.
Постановлением главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как оставшегося без попечения родителей на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, исходя из того, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма не имеет и с учетом того, что истец проживает в <адрес> и, что до ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обладала администрация Волгограда, удовлетворил требования истца, признав отказ Администрации <адрес> незаконным.
Судебная коллегия с таким решением суда согласиться не может и находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Волгограда по доверенности К., ввиду следующего.
На основании п. 3 - 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, действовавшими на момент спора, было предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случае если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормами.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.
Таким образом, согласно вышеперечисленным нормам, действовавшим на момент обращения К., жилое помещение по договору социального найма истцу могло быть предоставлено по месту его постоянного жительства, т.е. на территории <адрес>. Проживание К. по адресу <адрес>, носит временный характер и у администрации Волгограда отсутствовали правовые основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Оснований для постановки истца К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес> не имеется, в связи с чем администраций <адрес> ему правомерно отказано в принятии на учет. Отказ администрации Волгограда в постановке на учет К. является обоснованным.
При таких данных, постановленное судом решение в части признания незаконным отказа Администрации <адрес> в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, К. не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения, в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах К. о признании незаконным отказа Администрации <адрес> в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.
Доводы апелляционного представления прокурора не содержит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности принять К. на учет в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилых помещений.
Судом первой инстанции правильно установлено, что на момент вынесения Постановления N <...> главы администрации Волгограда - ДД.ММ.ГГГГ которым К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрация Волгограда не имела правовых оснований для постановки К. на учет. Поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) внесены изменения в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...>-п "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015 годы", формирование списка детей сирот входит в полномочия Министерства образования и науки <адрес>. Предоставление детям сиротам жилых помещений обеспечивается Министерством строительства и ЖКХ <адрес>.
Таким образом, в оспариваемой части решение суда по доводам апелляционного представления, отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконным постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> об отказе в принятии К. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах К. о признании незаконным постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> об отказе в принятии К. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)