Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.10.2010 ПО ДЕЛУ N 33-3874

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2010 г. по делу N 33-3874


судья Богданова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.
судей Воронцова В.А. и Котовой Н.А.
с участием прокурора Алексеевой О.М.
при секретаре судебного заседания Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Котовой Н.А.
дело по кассационной жалобе Тверской таможни и кассационному представлению заместителя прокурора Заволжского района г. Твери на решение Заволжского районного суда г. Твери от 31 августа 2010 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Тверской таможни к И. и И. о выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения - отказать"
Судебная коллегия

установила:

Тверская таможня обратилась в суд с иском к И.А.Б. и И.Т.Н. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу:, без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал, что жилое помещение, находящееся по адресу:, принадлежит Тверской таможне на праве оперативного управления на основании договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением Федеральной таможенной службы России указанное жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду. И.А.Б. был принят на службу в Тверскую таможню ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом по Тверской таможне от ДД.ММ.ГГГГ N И.А.Б. было предоставлено спорное служебное помещение. ДД.ММ.ГГГГ между Тверской таможней и И.А.Б. на основании решения комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам Тверской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N был заключен договор найма служебного жилого помещения N, в соответствии с которым спорная квартира предоставлена ответчику для временного проживания. Вместе с И.А.Б. в спорном жилом помещении в настоящее время проживает его жена И.Т. Согласно приказа Федеральной таможенной службы РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ И.А.Б. был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ". Поскольку договор от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на период службы И.А.Б. в таможенных органах, ответчик и члены его семьи обязаны освободить служебную квартиру в трехмесячный срок с момента истечения срока действия контракта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
()
ДД.ММ.ГГГГ Тверской таможней в адрес И.А.Б. было направлено уведомление об освобождении спорного служебного помещения, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени спорное жилое помещение ответчиком не освобождено, в связи с чем, истец просил выселить ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель Тверской таможни К. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что Типовое положение, на которое ссылается ответчик, противоречит ЖК РФ и не может применяться.
В судебном заседании ответчик И.А.Б. исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по тем, основаниям, что иного жилого помещения он не имеет. Свою долю в праве собственности на квартиру по он подарил сыну в ДД.ММ.ГГГГ. Жильем в правоохранительных органах он никогда не обеспечивался. Имеет общий стаж работы в органах более десяти лет. До получения служебной квартиры проживал на съемной квартире.
Представитель ответчика И.А.Б. - Т.Т. в суде заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что истцом не был доказан факт соблюдения процедуры отнесения спорной квартиры к категории служебной, а в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, И.А.Б. не может быть выселен без предоставления ему иного жилого помещения.
В судебном заседании ответчик И.Т. исковые требования не признала и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что зарегистрирована по месту жительства на в качестве члена семьи нанимателя, где также зарегистрированы и проживают еще пять человек. Она с супругом проживает в спорной квартире, другого жилья у них нет.:
В судебное заседание представитель третьего лица отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе г. Твери не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Тверская таможня просит об отмене указанного решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, указав, что согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается только на период прохождения службы. Поскольку ответчик прекратил службу в Тверской таможне, он обязан на основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ освободить вместе с членами своей семьи служебную квартиру. Так как правоотношения по пользованию спорным жилым помещением возникли после введения в действие ЖК РФ, на основании ст. 4 и ст. 5 ЖК РФ суд должен был руководствоваться ЖК РФ и положениями нормативных актов, не противоречащими его нормам. По мнению кассатора, суд необоснованно применил п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897, поскольку он противоречит ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в который И.А.Б. не входит. Также кассатор указал, что Приказ ФТС России от 03.09.2007 года N 1050 "О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России" не содержит нормы, предусматривающей льготу при выселении из служебного помещения для категории сотрудников таможенных органов, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В кассационном представлении заместитель прокурора Заволжского района г. Твери просит об отмене решения суда и постановлении нового решения об удовлетворении исковых требований Тверской таможни, указав, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права. Спорная квартира была предоставлена ответчику после вступления в силу ЖК РФ, в ч. 2 ст. 103 и ч. 2 ст. 102 которого установлены случаи, при которых лица, занимающие служебное жилое помещение, не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Наличие у И.А.Б. стажа службы более 10 лет не относится к данным случаям. Ссылаясь на ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 года N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" указал на необоснованное применение судом п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном фонде, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897, как противоречащее нормам ЖК РФ.
В заседание суда кассационной инстанции представитель третьего лица отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе г. Твери не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, заслушав представителя истца К., поддержавшую доводы кассационной жалобы, ответчиков И.А.Б. и И.Т.Н., представителя ответчика Т.Т., возражавших против удовлетворения кассационных жалобы и представления, прокурора Алексееву О.М., поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, определен в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что спорная однокомнатная квартира, расположенная по адресу:, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и находится в оперативном управлении Тверской таможни, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи жилой площади Твери от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются также выпиской из реестра федеральной имущества от ДД.ММ.ГГГГ N.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Тверской таможни в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, рекомендациями о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и письмом Федеральной Таможенной службы N от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу:, находящееся в оперативном управлении Тверской таможни, отнесено к служебному жилищному фонду.
Спорное жилое помещение предоставлено ответчику И.А.Б. на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ Тверской таможни в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ N и решением комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ между И.А.Б. и Тверской таможней заключен договор найма служебного жилого помещения N.
Согласно указанного договора найма спорное служебное жилое помещение передано ответчику для временного проживания в связи с прохождением службы по контракту.
Дополнительным соглашением к указанному договору найма от ДД.ММ.ГГГГ п. 4 договора установлено, что настоящий договор заключается на период службы нанимателя в таможенных органах.
Согласно контракту N И.А.Б. заключил контракт о службе в таможенных органах РФ на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела собственной безопасности Тверской таможни Центрального таможенного управления.
С ДД.ММ.ГГГГ И.А.Б. зарегистрирован по адресу:, что подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с И.А.Б. спорном жилом помещении без регистрации проживает его супруга И.Т.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной Таможенной Службы И.А.Б. ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в таможенных органах РФ по состоянию здоровья в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ".
Из содержания ч. 3 ст. 104 ЖК следует, что предоставление служебных жилых помещений не преследует цель обеспечения граждан жилым помещением, а направлено на создание условий для исполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей и предоставляется для временного пользования, в связи с чем, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение было отнесено к числу служебных в соответствии с требованиями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Довод ответчиков о том, что спорное жилое помещение нельзя отнести к числу служебных в связи с ненаправлением Тверской таможней решения об отнесении помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в орган, осуществляющий регистрацию прав, судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку основополагающим является принятие органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, решения об отнесении такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Указанное решение направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав, для сведения, при этом, правовых последствий ненаправления такого решения законом не предусмотрено.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 N 897 (далее - Типовое положение), в соответствии с которым, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Однако, применяя указанную норму, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом, как следует из пунктов 3, 4 указанной статьи, указы Президента Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.204 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Типовое положение, было издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.05.1994 N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", последние изменения в которое, были внесены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2004 N 512, то есть до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации от 24.12.2004 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В силу ст. 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Поскольку спорное служебное жилое помещение было предоставлено ответчику И.А.Б. в 2008 году, то, соответственно, к указанным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, п. 28 Типового положения противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, следовательно, при разрешении данного спора применяться не может.
Об этом свидетельствует также и положения Приказа Федеральной таможенной службы от 03.09.2007 года N 1050 "О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России", принятого в целях реализации положений ЖК РФ.
В соответствии с п. 24 Инструкции о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, являющейся приложением к указанному Приказу ФТС от 03.09.2007 года N 1050, договора найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы (трудовых отношений) в таможенном органе, учреждении, филиале учреждения. Увольнение со службы либо прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно п. 26 указанной Инструкции в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения должностное лицо (работник) и проживающие совместно с ним лица должны освободить жилое помещение, которое они занимали в соответствии с договором.
Должностное лицо (работник) обязано освободить и сдать таможенному органу, учреждению, филиалу учреждения в 3-месячный срок служебное жилое помещение при увольнении со службы (работы) по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации. В случае отказа освободить служебное жилое помещение должностное лицо (работник) и проживающие совместно с ним лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
При этом, указанные нормативные акты, не содержат иных положений, предоставляющих какие-либо льготы сотрудникам таможенных органов при выселении из служебного жилого помещения при наличии у них определенной выслуги.
Пункт 28 Типового положения, которым руководствовался суд первой инстанции, соответствует ранее действующей ст. 108 ЖК РСФСР, в соответствии с которой не могли быть выселены из служебного жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших жилое помещение, не менее 10 лет.
С принятием ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, был значительно сокращен, в том числе, из него были исключены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, не менее 10 лет и указанная льгота может применяться согласно ст. 13 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" только в отношении граждан, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоящих в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющих право состоять на данном учете, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, поскольку спорная служебная квартира была предоставлена И.А.Б. после введения в действие ЖК РФ для временного проживания на период службы, то в связи с прекращением службы в Тверской таможне, на основании п. 1 ст. 103 ЖК РФ он подлежит выселению из спорного жилого помещения со всеми членами семьи без предоставления другого жилого помещения.
Поскольку решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Тверской таможни о выселении И.А.Б. и И.Т.Н. из служебного жилого помещения.
При этом, выселение ответчиков из спорного служебного жилого помещения не лишает их права на обеспечение жилым помещением на общих основаниях, предусмотренных ЖК РФ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда города Твери от 31 августа 2010 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Тверской таможни удовлетворить, выселить И. и члена его семьи И. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу:, без предоставления другого жилого помещения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)