Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.И. Федоровой,
судей О.В. Герасимовой, Д.В. Кулигина,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Д.В. Кулигина, пояснения прокурора Е.В. Максименко, истца Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указал, что мать Ф. - ФИО1 решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 29 ноября 1999 года лишена родительских прав. Отец ФИО2 решением Артемовского городского суда Приморского края от 16 апреля 1996 года лишен родительских прав. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N опекуном над Ф. назначена ФИО3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Ф. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ф. в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма вставших на учет до 1 марта 2005 года не значится, в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда края не состоит. Ф. жильем не обеспечена, проживает в городе Хабаровске. Прокурор на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил суд обязать ответчика поставить Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; предоставить Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в городе Хабаровске с соблюдением норм предоставления жилой площади и требований жилищного законодательства.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования в части предоставления жилья, просил суд обязать ответчика предоставить Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м в городе Хабаровске на состав семьи 1 человек.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязано принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Хабаровского края, предоставляемом по договору социального найма, относящуюся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ф.. Ответчик обязан предоставить Ф. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, в городе Хабаровске на состав семьи один человек.
В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что у Министерства ЖКХ Хабаровского края отсутствуют правовые основания для принятия Ф. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда края, предоставления ей жилого помещения, поскольку в Министерство ЖКХ Хабаровского края Ф. в установленном законом порядке с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и необходимыми для этого документами не обращалась.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе вставшим на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
В силу части 1 статьи 5 Закона Хабаровского края "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилое помещение государственного жилищного фонда края предоставляется по договору социального найма категориям граждан, определенным пунктами 1 - 3.1 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2.1 данного закона, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее: 1) 18 квадратных метров - одиноко проживающему гражданину; 2) 15 квадратных метров на каждого человека - семье из двух и более человек.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 29 ноября 1999 года мать Ф. - ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери. Решением Артемовского городского суда Приморского края от 16 апреля 1996 года отец Ф. - ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетней Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке Министерства ЖКХ Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ Ф. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма вставших на учет до 1 марта 2005 года не значится, в Министерстве ЖКХ Хабаровского края на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда не состоит. Ф. не имеет закрепленного жилого помещения.
Установив юридически значимые по делу обстоятельства, и правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Ф. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма, и ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м в городе Хабаровске, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения, по независящим от нее причинам не была поставлена в установленном порядке на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.И.ФЕДОРОВА
Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
Д.В.КУЛИГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5138
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-5138
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.И. Федоровой,
судей О.В. Герасимовой, Д.В. Кулигина,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Д.В. Кулигина, пояснения прокурора Е.В. Максименко, истца Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указал, что мать Ф. - ФИО1 решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 29 ноября 1999 года лишена родительских прав. Отец ФИО2 решением Артемовского городского суда Приморского края от 16 апреля 1996 года лишен родительских прав. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N опекуном над Ф. назначена ФИО3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Ф. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ф. в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма вставших на учет до 1 марта 2005 года не значится, в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда края не состоит. Ф. жильем не обеспечена, проживает в городе Хабаровске. Прокурор на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил суд обязать ответчика поставить Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; предоставить Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в городе Хабаровске с соблюдением норм предоставления жилой площади и требований жилищного законодательства.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования в части предоставления жилья, просил суд обязать ответчика предоставить Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м в городе Хабаровске на состав семьи 1 человек.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязано принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Хабаровского края, предоставляемом по договору социального найма, относящуюся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ф.. Ответчик обязан предоставить Ф. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, в городе Хабаровске на состав семьи один человек.
В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что у Министерства ЖКХ Хабаровского края отсутствуют правовые основания для принятия Ф. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда края, предоставления ей жилого помещения, поскольку в Министерство ЖКХ Хабаровского края Ф. в установленном законом порядке с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и необходимыми для этого документами не обращалась.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе вставшим на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
В силу части 1 статьи 5 Закона Хабаровского края "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилое помещение государственного жилищного фонда края предоставляется по договору социального найма категориям граждан, определенным пунктами 1 - 3.1 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2.1 данного закона, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее: 1) 18 квадратных метров - одиноко проживающему гражданину; 2) 15 квадратных метров на каждого человека - семье из двух и более человек.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 29 ноября 1999 года мать Ф. - ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери. Решением Артемовского городского суда Приморского края от 16 апреля 1996 года отец Ф. - ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетней Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке Министерства ЖКХ Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ Ф. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма вставших на учет до 1 марта 2005 года не значится, в Министерстве ЖКХ Хабаровского края на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда не состоит. Ф. не имеет закрепленного жилого помещения.
Установив юридически значимые по делу обстоятельства, и правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Ф. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма, и ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м в городе Хабаровске, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения, по независящим от нее причинам не была поставлена в установленном порядке на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Ф. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.И.ФЕДОРОВА
Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
Д.В.КУЛИГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)