Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий Попова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Тупицина В.Н.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 09 октября 2012 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 на решение Алтайского районного суда от 06 августа 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Ш. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя прокуратуры Республики Хакасия П., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Ш. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить вне очереди по месту жительства жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Ш., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья на условиях социального найма, своего жилья не имеет, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ему не предоставлено, что нарушает жилищные права Ш.
Прокурор Алтайского района Соколов Е.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район В. иск не признала, поскольку Ш. включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, право которых должно быть реализовано в 2012 году, и только в случае не обеспечения Ш. жилым помещением до конца настоящего финансового года ответчик может нести ответственность. Также просила учесть, что приобретение жилья для детей-сирот осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта, в то время как для приобретения жилья Ш. субвенций в бюджет муниципального образования Алтайский район не поступало.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Ш., представителя третьего лица Министерства образования Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Ш. по месту жительства вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением с площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета.
С решением не согласен представитель Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить или изменить путем указания в его резолютивной части на то, что обеспечение жилым помещением должно происходить за счет средств республиканского бюджета, поскольку обеспечение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, выполнение которого возложено на органы местного самоуправления в пределах субвенций, поступающих из республиканского бюджета, а потому отсутствие в решении суда указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования затруднит его исполнение. Также считает недоказанным факт нарушения прав Ш., т.к. в соответствии с действующим республиканским законодательством дети-сироты, право на жилое помещение у которых возникло в текущем году, включаются в список на приобретение жилья на следующий финансовый год. Ш. признан нуждающимся в жилом помещении в 2011 году и включен в список на обеспечение жилым помещением на 2012 год, следовательно, обязательства по обеспечению его жильем могут исполняться до конца настоящего финансового года.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Алтайского района Соколов Е.В. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное положение конкретизировано правилом об их обеспечении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки, в том числе, обеспечение жилыми помещениями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 1 Закона).
Закон Республики Хакасия от 15.08.2008 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Порядок предоставления жилых помещений определен Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В силу положений пп. 1 и пп. 2 ст. 1 указанного Закона право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В частях 2 и 3 статьи 2 этого же Закона указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента утраты родительского попечения. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения.
С учетом предоставленных в дело доказательств, судом установлено, что Ш. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 1994 года, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, окончил образовательное учреждение в 2010 году, в связи с чем, имеет право на получение жилья вне очереди.
Распоряжением главы муниципального образования Новороссийский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N Ш. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья по договору социального найма.
На основании установленных фактов и вышеприведенных норм права, суд обоснованно удовлетворил иск, возложив на ответчика обязанность по предоставлению Ш. жилого помещения по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в решении указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования повлечет затруднение его исполнения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, при этом судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета.
Суждения заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нарушения жилищных прав Ш. ввиду принятия его на учет только в 2011 году и включения его в список на предоставление жилого помещения в 2012 году, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания, поскольку положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право истца на внеочередное получение жилья не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, поскольку иное означало бы ограничение такого права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Алтайского районного суда от 06 августа 2012 года по настоящему делу изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.МОРОЗОВА
Судьи
А.В.ПРОНИНА
В.Н.ТУПИЦИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2248/2012ГОД
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-2248/2012год
Председательствующий Попова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Тупицина В.Н.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 09 октября 2012 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 на решение Алтайского районного суда от 06 августа 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Ш. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя прокуратуры Республики Хакасия П., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Ш. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить вне очереди по месту жительства жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Ш., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья на условиях социального найма, своего жилья не имеет, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ему не предоставлено, что нарушает жилищные права Ш.
Прокурор Алтайского района Соколов Е.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район В. иск не признала, поскольку Ш. включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, право которых должно быть реализовано в 2012 году, и только в случае не обеспечения Ш. жилым помещением до конца настоящего финансового года ответчик может нести ответственность. Также просила учесть, что приобретение жилья для детей-сирот осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта, в то время как для приобретения жилья Ш. субвенций в бюджет муниципального образования Алтайский район не поступало.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Ш., представителя третьего лица Министерства образования Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Ш. по месту жительства вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением с площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета.
С решением не согласен представитель Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить или изменить путем указания в его резолютивной части на то, что обеспечение жилым помещением должно происходить за счет средств республиканского бюджета, поскольку обеспечение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, выполнение которого возложено на органы местного самоуправления в пределах субвенций, поступающих из республиканского бюджета, а потому отсутствие в решении суда указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования затруднит его исполнение. Также считает недоказанным факт нарушения прав Ш., т.к. в соответствии с действующим республиканским законодательством дети-сироты, право на жилое помещение у которых возникло в текущем году, включаются в список на приобретение жилья на следующий финансовый год. Ш. признан нуждающимся в жилом помещении в 2011 году и включен в список на обеспечение жилым помещением на 2012 год, следовательно, обязательства по обеспечению его жильем могут исполняться до конца настоящего финансового года.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Алтайского района Соколов Е.В. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное положение конкретизировано правилом об их обеспечении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки, в том числе, обеспечение жилыми помещениями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 1 Закона).
Закон Республики Хакасия от 15.08.2008 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Порядок предоставления жилых помещений определен Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В силу положений пп. 1 и пп. 2 ст. 1 указанного Закона право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В частях 2 и 3 статьи 2 этого же Закона указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента утраты родительского попечения. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения.
С учетом предоставленных в дело доказательств, судом установлено, что Ш. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 1994 года, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, окончил образовательное учреждение в 2010 году, в связи с чем, имеет право на получение жилья вне очереди.
Распоряжением главы муниципального образования Новороссийский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N Ш. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья по договору социального найма.
На основании установленных фактов и вышеприведенных норм права, суд обоснованно удовлетворил иск, возложив на ответчика обязанность по предоставлению Ш. жилого помещения по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в решении указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования повлечет затруднение его исполнения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, при этом судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета.
Суждения заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нарушения жилищных прав Ш. ввиду принятия его на учет только в 2011 году и включения его в список на предоставление жилого помещения в 2012 году, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания, поскольку положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право истца на внеочередное получение жилья не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, поскольку иное означало бы ограничение такого права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Алтайского районного суда от 06 августа 2012 года по настоящему делу изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.МОРОЗОВА
Судьи
А.В.ПРОНИНА
В.Н.ТУПИЦИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)