Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2361/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N 33-2361/2013


Судья Гирсенок Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,
судей Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Смоленска на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 13 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., возражения Д.С.П., его представителя Ч., Д.О., судебная коллегия

установила:

Д.С.П., Д.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д.М., обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным постановления ответчика от 05.10.2012 г. N 1749-адм и понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, указав, что Д.С.П., проходя военную службу по контракту, признан нуждающимся и состоит на очереди в получении служебного жилого помещения, однако при обращении к ответчику с заявлением о заключении договора найма квартиры N, расположенной по адресу: ..., им получен отказ со ссылкой на то обстоятельство, что истец ранее намеренно ухудшил свои жилищные условия.
В судебном заседании Д.С.П., его представитель Ч., Д.О. требования поддержали.
Представитель Администрации г. Смоленска С. иск не признала.
Представитель третьего лица - войсковой части 27918 П. поддержал исковые требования.
Третье лицо - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просило рассмотреть дело без участия его представителя, требования истцов поддержало.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 13.03.2013 г. иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация г. Смоленска просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска. При этом ответчик ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, с учетом доводов жалобы, возражений истцов, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абз. 2 п. 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абзац 8).
В судебном заседании установлено, что Д.С.П., будучи курсантом, проходил военную службу с (дата) по (дата) в в/ч N в ..., с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты> служил в в/ч N ..., с (дата) по настоящее время в качестве <данные изъяты> служит в в/ч 27918 г. Смоленска Западного военного округа.
Согласно контракту о прохождении военной службы, справкам в/ч 27018 от 22.05.2012 г. N 83, 85 сержант Д.С.П. является военнослужащим указанной войсковой части, где проходит службу по контракту с (дата) по настоящее время, срок контракта - три года, за период службы жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался, жилищный сертификат не оформлял.
Д.С.П., его супруга Д.О., несовершеннолетний сын Д.С.М. зарегистрированы по адресу воинской части: ... Здание N 1 в военном городке 52 является казармой, из-за отсутствия у воинской части жилья отдельное жилое помещение семье истца не предоставлялось. Согласно кадастровому паспорту здания и свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2008 г. здание N 1 в военном городке 52 г. Смоленска закреплено на праве оперативного управления за Смоленской КЭЧ.
На основании выписки из решения N 1025 1-го отдела ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 18.06.2012 г. военнослужащий в/ч 27918 Д.С.П. с составом семьи: он, жена Д.О., признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения и включен в список очередников на предоставление служебного жилья.
ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обратилось к Главе администрации г. Смоленска с ходатайством о принятии решения о заключении договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим Д.С.П. на жилое помещение - однокомнатную квартиру N, общей площадью 39,9 кв. м, расположенную по адресу: ...
Постановлением Администрации г. Смоленска от 05.10.2012 г. N 1749-адм истцу отказано в предоставлении указанной квартиры с указанием, что его семья не может быть признана необеспеченной жилым помещением в г. Смоленске, поскольку 14.12.2011 г. Д.С.П. отчуждена 1/3 доля в праве общей собственности на квартиру N, расположенную по адресу: ..., общей площадью 43,4 кв. м.
Из справки в/ч N следует, что истец вместе с родителями - ФИО1, ФИО2 с (дата) по (дата) проживал и был зарегистрирован в закрытом военном городке N в служебной квартире, расположенной по адресу: ... Данное жилое помещение сдано нанимателем (дата).
С (дата) по (дата) Д.С.П. проживал по адресу: ..., приобретенной на основании государственного жилищного сертификата, выданного на имя ФИО1, в общую собственность истца и его родителей, по 1/3 доли каждому. По договору купли-продажи Д.С.П. передал 1/3 долю в праве собственности ФИО2.
Д.О. (С.О.) принадлежала 1/2 доля в праве собственности на дом в ..., которую она продала. С (дата) по (дата) истец была зарегистрирована в доме N ..., принадлежащем ФИО3. Согласно сообщению Управления Росреестра по Смоленской области от 16.08.2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прав Д.О. на объекты недвижимости не зарегистрировано.
Закрепленная за Смоленской КЭЧ квартира N в доме N по ... предоставлялась военнослужащему ФИО4, сдана им 19.04.2012 г. 1-ому отделу ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ. Указанный жилой дом является муниципальной собственностью, квартира N не приватизирована, числится в Реестре муниципального имущества г. Смоленска, признана служебным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда г. Смоленска.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 г., закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истцов, поскольку Д.С.П. на время военной службы имеет право на пользование служебным жильем, спорная квартира признана служебной, находится в муниципальной собственности, ранее была занята военнослужащим и после ее освобождения подлежит предоставлению военнослужащему.
Данный вывод суда в решении мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, которыми руководствовался суд при рассмотрении спора и которые истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с этим выводам у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что Д.С.П. намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем он не может быть признанным необеспеченным жилым помещением в г. Смоленске, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что положения ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий в силу действующего жилищного законодательства не могут распространяться на правоотношения по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями.
В этой связи ссылка в жалобе на недопустимость применения к спорным правоотношениям ст. 100 ЖК РФ несостоятельна и судебной коллегией во внимание не принимается.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели, или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)