Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6354/2012

Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2012 г. по делу N 33-6354/2012


Председательствующий: Науменко Е.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Дьякова А.Н.,
судей Подвязниковой Н.А., Чернышевой И.В.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе К.Е. на решение Саргатского районного суда Омской области от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании права и предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, признание незаконными действия Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия

установила:

К.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании права и предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, признании незаконными действий Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области.
В обоснование требований указала, что является ветераном ВОВ, вдовой участника ВОВ, _, умершего _, и имеет льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах".
26.03.2012 истец обратилась к Главе Саргатского городского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью включения ее в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, на приобретение жилого помещения, как вдова участника ВОВ.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Саргатского городского поселения, ей отказано в постановке на учет. Комиссия сочла, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия путем дарения родственнику жилого помещения, расположенного по адресу: _.
Полагала отказ незаконным и необоснованным, поскольку дарение квартиры состоялось по причине преклонного возраста истца и состояния здоровья. К.Е. самостоятельно не может за собой ухаживать, содержать жилое помещение в надлежащем порядке. В силу этого она не совершала действия, намеренно ухудшающие жилищные условия для того чтобы встать на учет, на учете ранее не состояла, подарила квартиру 22.10.2009.
Просила решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Саргатского городского поселения от 31.05.2012 признать незаконным; признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Саргатского городского поселения включить в список граждан, нуждающихся в жилом помещении с 26.03.2012; признать за ней право на получение мер социальной поддержки как вдовы участника ВОВ в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать администрацию включить ее, как вдову участника ВОВ в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец К.Е., ее представитель К.А. требования поддержала.
В судебном заседании представитель Администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области С. требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Е. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что Федеральный закон от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", предоставивший ей право на получение указанной меры социальной поддержки, вступил в силу после того, как она подарила квартиру, поэтому у нее отсутствовал умысел о намеренном ухудшении своих жилищных условий.
Квартира, в которой она проживает, требует постоянного ремонта, зимой часто перемерзает водопровод.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела /л.д. _/.
Дело рассмотрено по правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие К.Е., извещенной о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя К.Е. К.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области С., полагавшего, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (далее - ФЗ N 5-ФЗ) следует, что членам семьи умершего участника Великой Отечественной войны (в частности, супруге) предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, такие меры, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при установлении факта нуждаемости членов семьи в улучшении жилищных условий. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ "О ветеранах". Обеспечение членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (подпункт 1 пункта 4 Порядка).
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основанием обеспечения члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что К.Е., _ г.р., является вдовой участника ВОВ _, умершего _ г. (л.д. _).
26.03.2012 истец обратилась в к Главе Саргатского городского поселения с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (в качестве основания указано - отсутствие собственного жилья) и назначении социальной выплаты на основании Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-П (л.д. _).
Согласно письму Комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Саргатское городское поселение" Саргатского муниципального района Омской области истцу было отказано в принятии на указанный учет в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий) (л.д. _).
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из смысла положений указанной нормы следует, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должны быть намеренными.
По информации Омского Центра технической инвентаризации и землеустройства и ЕГРП истец в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, в ЕГРП записи о регистрации прав К.Е. на объекты недвижимости отсутствуют (л.д. _).
Материалами дела подтверждается, не оспаривается истцом, ее представителем, что на основании договора дарения квартиры и земельного участка от 03.04.2002 года К.Е. принадлежало на праве собственности жилое помещение - квартира _ в доме _ (л.д. _).
22.10.2009 на основании договора дарения квартиры и земельного участка истцом была совершена сделка по передаче указанного жилого помещения в собственность внука _ (л.д. _).
Согласно пояснениям истца, данных суду первой инстанции, мотивом заключения договора дарения квартиры послужило то, что в силу преклонного возраста и состояния здоровья она не может самостоятельно за собой ухаживать, не может самостоятельно содержать жилое помещение в надлежащем порядке. При этом истец пояснила, что проживает в квартире _ по настоящее время одна, внук, которому она подарила квартиру, проживает в городе _. Внук к ней не вселялся, постоянный уход не осуществляет. Внуки приезжают к ней периодически, помогают ей, ухаживают за квартирой, огородом (л.д. _).
Копией лицевого счета подтверждается, что К.Е. зарегистрирована по месту жительства по адресу _ с 18.07.1986, иные лица, в том числе новый собственник, по указанному адресу не зарегистрированы (л.д. _).
При таком положении мотив заключения договора дарения как невозможность ухаживать за собой и содержать жилое помещение в надлежащем состоянии в силу преклонного возраста и состояния здоровья истца, не может быть принят во внимание. Истец продолжает одна проживать в указанном жилом помещении, при этом не отрицает, что необходимую помощь ей оказывают внуки.
Таким образом, жилищные условия истца, после совершения договора дарения, изменений не претерпели. К.Е. проживает в квартире _ кв. м одна.
Согласно решению Совета Саргатского муниципального района Омской области от 28.03.2007 N 19 учетная норма площади жилого помещения составляет - 15 кв. м, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи из одного человека - 33 кв. м.
Поскольку площадь квартиры составляет _ кв. м (л.д. _), истец не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по основанию обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, на что правомерно указано в решении суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на то, что ФЗ от 21.12.2009 N 327-ФЗ предоставивший ей право на получение указанной меры социальной поддержки, вступил в силу после того, как она подарила квартиру, поэтому у нее отсутствовал умысел о намеренном ухудшении своих жилищных условий, отмену решения суда повлечь не может.
На момент заключения договора дарения от 22.10.2009 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" действовал в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" в редакции ФЗ от 29.06.2009 N 135-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы представителя истца о непригодности квартиры для проживания, в связи с неоднократным промерзанием водопровода в зимний период, значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку основанием отказа в принятии на учет, основанием иска, являлись иные обстоятельства.
Вопрос о непригодности квартиры не рассматривался, К.Е. на указанные обстоятельства не ссылалась.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определил:

решение Саргатского районного суда Омской области от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)