Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Сальникова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.
судей Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре М. рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 28.02.2012, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить М.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., пояснения М.М., судебная коллегия
установила:
М.М. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов N от 01.07.1983 года его родители были лишены родительских прав и за ним была закреплена жилая площадь в 3-комнатной квартире по ул., дом в г. Омске. В период с 1983 по 1988 г. являлся воспитанником детского дома N, затем с 1988 г. по 1989 г. воспитанником детского дома N. Находился на полном государственном обеспечении. В 1989 году на основании распоряжения N от 24.03.1989 г. отдела народного образования Омского горисполкома и решения Первомайского районного Совета народных депутатов N от 14.03.1989 г. он был передан на воспитание в приемную семью М. С 1999 г. по 2000 г. обучался в профессиональном училище N 48, где также находился на полном государственном обеспечении. С 06.06.2000 г. по 13.09.2000 г. проходил военную службу в рядах Армии, откуда был комиссован по состоянию здоровья. На период обучения в училище и прохождения военной службы был зарегистрирован по адресу ул., снят с регистрационного учета и до 26.08.2011 года был зарегистрирован по адресу ул. в г. Омске.
По достижении совершеннолетия истец узнал, что закрепленная за ним жилая площадь по адресу ул., дом в г. Омске продана по договору купли-продажи от 17.08.19990 года.
Постановлением Администрации ЦАО г Омска N от 14.05.2003 г. принят на учет на получение муниципальной жилой площади, которую до настоящего времени не получил. Номер очереди по общему списку, по внеочередному 361. В настоящее время в собственности жилого помещения не имеет, согласно устной договоренности зарегистрирован у своих приемных родителей по адресу ул., в г. Омске.
Просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории "ребенок-сирота".
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать Правительство Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории "ребенок-сирота".
В судебном заседании истец М.М. уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Правительства Омской области Г.О. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец не может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уже достиг 18-летнего возраста. Главным распорядителем бюджетных средств, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Также указал, что порядок, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представители ответчика - Министерства финансов Омской области Б., Администрации г. Омска, Министерства образования Омской области участия в судебном заседании не принимали, были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г.В. просит решение суда отменить. Ссылается на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Правительство Омской области прав истца не нарушало, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении М.М. жилого помещения по договору социального найма не принято. Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена именно на Правительство Омской области, а не Министерство образования Омской области, являющееся органом исполнительной власти, главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Центрального районного совета народных депутатов N от 01.07.1983 года М.М. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что его мать Б. оставила детей на попечение престарелой бабушку, отец с семьей не проживает (л.д. 6).
В дальнейшем М.М. на основании распоряжения отдела народного образования Омского горисполкома от 24.03.1989 г. N был передан на воспитание в приемную семью (л.д. 7).
Судом установлено, что М.М. в период с 1999 г. по 2000 г. обучался в профессиональном училище N 48, где также находился на полном государственном обеспечении, а с 06.06.2000 г. по 13.09.2000 г. проходил военную службу.
Постановлением Администрации ЦАО г. Омска от 14.05.2003 года N М.М. был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истцу выдана карточка очередника. Номер общей очереди на 2010 год -, во внеочередном порядке -.
Кроме того, на момент принятия истца на учет для предоставления жилого помещения он не достиг возраста 23 лет.
Согласно сведениям ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" и Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 12,13).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 1 указанного Закона дает следующие понятия:
- - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных формулировок следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) и иные, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). При этом применительно к "иным категориям граждан", в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К указанным "иным категориям" относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Данная позиция также отражена в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 г.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
Учитывая то, что с 01.01.2012 обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью были отнесены к компетенции Омской области в лице Правительства Омской области, довод жалобы о том, что обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма препятствует отсутствие решения органа местного самоуправления, подлежат отклонению.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, реализации мер социальной поддержки таких граждан относится к компетенции Министерства образования Омской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц, не свидетельствует о наличии правовых оснований для возложения на данное Министерство обязанности по исполнению настоящего судебного акта, поскольку в силу положений действующего законодательства обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), производстве в порядке, установленном Правительством Омской области.
На момент рассмотрения настоящего заявления такой порядок Правительством Омской области утвержден не был, полномочиями по заключению договоров социального найма Министерство образования Омской области наделено не было.
В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 г. N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области" Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Правительство Омской области в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Омской области, федерального и областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
При указанных обстоятельствах вывод суда о наличии у Правительства Омской области обязанности по обеспечению М.М. жилым помещением по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Омской области, является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 28.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2647/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2012 г. по делу N 33-2647/2012
Председательствующий: Сальникова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.
судей Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре М. рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 28.02.2012, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить М.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., пояснения М.М., судебная коллегия
установила:
М.М. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов N от 01.07.1983 года его родители были лишены родительских прав и за ним была закреплена жилая площадь в 3-комнатной квартире по ул., дом в г. Омске. В период с 1983 по 1988 г. являлся воспитанником детского дома N, затем с 1988 г. по 1989 г. воспитанником детского дома N. Находился на полном государственном обеспечении. В 1989 году на основании распоряжения N от 24.03.1989 г. отдела народного образования Омского горисполкома и решения Первомайского районного Совета народных депутатов N от 14.03.1989 г. он был передан на воспитание в приемную семью М. С 1999 г. по 2000 г. обучался в профессиональном училище N 48, где также находился на полном государственном обеспечении. С 06.06.2000 г. по 13.09.2000 г. проходил военную службу в рядах Армии, откуда был комиссован по состоянию здоровья. На период обучения в училище и прохождения военной службы был зарегистрирован по адресу ул., снят с регистрационного учета и до 26.08.2011 года был зарегистрирован по адресу ул. в г. Омске.
По достижении совершеннолетия истец узнал, что закрепленная за ним жилая площадь по адресу ул., дом в г. Омске продана по договору купли-продажи от 17.08.19990 года.
Постановлением Администрации ЦАО г Омска N от 14.05.2003 г. принят на учет на получение муниципальной жилой площади, которую до настоящего времени не получил. Номер очереди по общему списку, по внеочередному 361. В настоящее время в собственности жилого помещения не имеет, согласно устной договоренности зарегистрирован у своих приемных родителей по адресу ул., в г. Омске.
Просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории "ребенок-сирота".
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать Правительство Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории "ребенок-сирота".
В судебном заседании истец М.М. уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Правительства Омской области Г.О. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец не может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уже достиг 18-летнего возраста. Главным распорядителем бюджетных средств, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Также указал, что порядок, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представители ответчика - Министерства финансов Омской области Б., Администрации г. Омска, Министерства образования Омской области участия в судебном заседании не принимали, были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г.В. просит решение суда отменить. Ссылается на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Правительство Омской области прав истца не нарушало, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении М.М. жилого помещения по договору социального найма не принято. Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена именно на Правительство Омской области, а не Министерство образования Омской области, являющееся органом исполнительной власти, главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Центрального районного совета народных депутатов N от 01.07.1983 года М.М. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что его мать Б. оставила детей на попечение престарелой бабушку, отец с семьей не проживает (л.д. 6).
В дальнейшем М.М. на основании распоряжения отдела народного образования Омского горисполкома от 24.03.1989 г. N был передан на воспитание в приемную семью (л.д. 7).
Судом установлено, что М.М. в период с 1999 г. по 2000 г. обучался в профессиональном училище N 48, где также находился на полном государственном обеспечении, а с 06.06.2000 г. по 13.09.2000 г. проходил военную службу.
Постановлением Администрации ЦАО г. Омска от 14.05.2003 года N М.М. был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истцу выдана карточка очередника. Номер общей очереди на 2010 год -, во внеочередном порядке -.
Кроме того, на момент принятия истца на учет для предоставления жилого помещения он не достиг возраста 23 лет.
Согласно сведениям ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" и Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 12,13).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 1 указанного Закона дает следующие понятия:
- - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных формулировок следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) и иные, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). При этом применительно к "иным категориям граждан", в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К указанным "иным категориям" относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Данная позиция также отражена в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 г.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
Учитывая то, что с 01.01.2012 обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью были отнесены к компетенции Омской области в лице Правительства Омской области, довод жалобы о том, что обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма препятствует отсутствие решения органа местного самоуправления, подлежат отклонению.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, реализации мер социальной поддержки таких граждан относится к компетенции Министерства образования Омской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц, не свидетельствует о наличии правовых оснований для возложения на данное Министерство обязанности по исполнению настоящего судебного акта, поскольку в силу положений действующего законодательства обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), производстве в порядке, установленном Правительством Омской области.
На момент рассмотрения настоящего заявления такой порядок Правительством Омской области утвержден не был, полномочиями по заключению договоров социального найма Министерство образования Омской области наделено не было.
В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 г. N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области" Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Правительство Омской области в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Омской области, федерального и областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
При указанных обстоятельствах вывод суда о наличии у Правительства Омской области обязанности по обеспечению М.М. жилым помещением по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Омской области, является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 28.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)