Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Радаева О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах М., к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском о предоставлении М. вне очереди жилого помещения.
В обоснование требований указал, что М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году окончил учебное заведение, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов администрация г. Орска бездействует, в результате чего М. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.
Истец М., старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 года исковые требования прокурора, действующего в интересах М., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма М., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что родителями М. являются ***2 и ***3.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 04 марта 2004 года ***2 и ***3 лишены родительских прав в отношении М.
Из ответа отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска следует, что М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленной жилплощади в г. Орске не имеет.
Постановлением Главы администрации г. Орска от *** *** М. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением его в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке *** М. с *** по *** обучался в *** ***.
Как следует из справки, выданной ГУП "ОЦИиОН", выписки из ЕГРП, недвижимого имущества М. не имеет.
*** М. обратился к начальнику жилищного отдела администрации г. Орска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в г. Орске.
Из ответа начальника жилищного отдела администрации г. Орска от *** следует, что жилое помещение М. будет предоставлено по мере поступления средств для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением гражданам отдельных категорий.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ М., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время М. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений, отсутствия или наличия финансовых средств для этих целей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА N 33-7412/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-7412/2012
Судья Радаева О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах М., к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском о предоставлении М. вне очереди жилого помещения.
В обоснование требований указал, что М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году окончил учебное заведение, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов администрация г. Орска бездействует, в результате чего М. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.
Истец М., старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Яшкина Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 года исковые требования прокурора, действующего в интересах М., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма М., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что родителями М. являются ***2 и ***3.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 04 марта 2004 года ***2 и ***3 лишены родительских прав в отношении М.
Из ответа отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска следует, что М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленной жилплощади в г. Орске не имеет.
Постановлением Главы администрации г. Орска от *** *** М. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением его в список по внеочередному предоставлению жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке *** М. с *** по *** обучался в *** ***.
Как следует из справки, выданной ГУП "ОЦИиОН", выписки из ЕГРП, недвижимого имущества М. не имеет.
*** М. обратился к начальнику жилищного отдела администрации г. Орска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в г. Орске.
Из ответа начальника жилищного отдела администрации г. Орска от *** следует, что жилое помещение М. будет предоставлено по мере поступления средств для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением гражданам отдельных категорий.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ М., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время М. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений, отсутствия или наличия финансовых средств для этих целей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 сентября 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)