Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7005/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. по делу N 33-7005/2011


Судья Колобова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Федотовой Л.Б.,
Коваленко А.И.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела 09 ноября 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2011 года по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах К.А.С. к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, которым суд исковые требования удовлетворил, постановил обязать администрацию г. Орска предоставить К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя третьего лица Правительства Оренбургской области - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Н., возражавшей против доводов кассационной жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с названным выше иском и в обоснование иска указал на следующие обстоятельства. К.А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - К.Т.В. умерла 18 апреля 2006 года, отец - К.С.В. умер 01 января 2006 года. Распоряжением администрации г. Орска от 06 июля 2006 года N 2520-р над несовершеннолетним К.А.С. установлена опека, опекуном назначена Т.Т.В. В период нахождения под опекой К.А.С. проживал с опекуном в жилом помещении, принадлежащим опекуну на праве собственности, при этом своего жилья у К.А.С. не имелось, жилплощадь за несовершеннолетним К.А.С. отделом опеки и попечительства не закреплялась.
Распоряжением администрации г. Орска N 4622-р от 01 декабря 2006 года К.А.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленной жилой площади по г. Орску.
К.А.С. закончил 28.06.2010 года обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1", а 27.06.2011 года - обучение в ГАОУ НПО "Профессиональный лицей N 14 г. Орска".
Ответчик в нарушение закона не предоставил К.А.С. после окончания учебного заведения жилое помещение.
Просил обязать администрацию муниципального образования г. Орск предоставить К.А.С., 1989 года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением администрации г. Орска от 06 июля 2006 года над несовершеннолетним К.А.С. установлена опека, опекуном назначена Т.Т.В. В период нахождения под опекой К.А.С. проживал с опекуном в жилом помещении, принадлежащим опекуну на праве собственности, при этом своего жилья у К.А.С. не имелось, жилплощадь за несовершеннолетним К.А.С. отделом опеки и попечительства не закреплялась. Отец К.А.С. умер 01 января 2006 года, мать умерла 18 апреля 2006 года.
Из представленных документов следует, что К.А.С. не имеет жилого помещения в Российской Федерации.
Распоряжением администрации г. Орска N 4622-р от 01 декабря 2006 года К.А.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленной жилой площади, по г. Орску.
Представленными документами подтверждено, что К.А.С. 28 июня 2010 года закончил обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1", 27 июня 2011 года закончил обучение в ГАОУ НПО "Профессиональный лицей N 14 г. Орска".
По окончании учебного заведения К.А.С., имеющий в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жилой площадью, обеспечен ею не был.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 57 Жилищного кодекса РФ К.А.С., как относящийся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время К.А.С. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что Правительством Оренбургской области в достаточном объеме не предоставлены ни свободные жилые помещения, ни денежные средства на эти цели, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на обеспечение его жилым помещением.
Другие доводы кассационной жалобы, касающиеся порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взаимоотношений Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления по этому вопросу, не могут быть приняты во внимание, так как не имеют значения для разрешения спора о праве К.А.С. на обеспечение жилым помещением после окончания учебного заведения.
Имея в виду, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)