Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Месяц О.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Жуковой Н.В., Булгаковой М.В. с участием прокурора Кобзарь А.П. при секретаре Н.А.В. 08 сентября 2010 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационному представлению прокурора г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2010 года по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Д.Н. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления администрации города в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад, объяснения представителя Д.Н. - Д.А., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя администрации г. Оренбурга - К., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей, что представление прокурора подлежит удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Оренбурга обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Д.Н., указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка по обращению Д.А. в интересах отца - ветерана-участника Великой Отечественной войны Д.Н. по факту отказа комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В результате проверки установлено, что 19.01.2010 г. в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Д.Н. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны. Данное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга 27.01.2010 г., и было принято решение об отказе ему в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Считает, что данное решение принято в нарушение норм действующего жилищного законодательства, поскольку гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помимо граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, признаются и граждане проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Так, при принятии указанного решения жилищной комиссией не было получено заключение о признании жилого помещения, в котором проживает Д.Н., пригодным или непригодным для проживания.
Таким образом, считает, что при принятии оспариваемого решения комиссией по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга не были приняты полные и всесторонние меры по установлению оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а именно не установлено, пригодно ли для проживания жилое помещение, в котором проживает Д.Н.
Просил суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при главе г. Оренбурга от 27.01.2010 г., утвержденное постановлением администрации г. Оренбурга от 25.02.2010 г. N 1103-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать комиссию по жилищным вопросам при главе г. Оренбурга устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу:..., в котором проживает Д.Н., с целью установления его пригодности для проживания и принятия законного и обоснованного решения.
Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд признать постановление администрации города от 25.02.2010 г. N 1103-п в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма недействительным (п. 6.2.3 приложения к постановлению администрации г. Оренбурга N 1103-п от 25.02.2010 г.).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Оренбурга Назмутдинова Г.С. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Оренбурга М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Д.Н., было отказано.
С указанным решением не согласен прокурор г. Оренбурга, в кассационном представлении он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены решения суда.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела усматривается, что Д.Н. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 64,7 кв. м, расположенный по адресу:.... В данном доме помимо собственника зарегистрирован его сын - Д.А. л.д. 15).
Д.Н. 19.01.2010 г. обратился в администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны л.д. 22).
Данное заявление Д.Н. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга и 27.01.2010 г. было принято решение об отказе Д.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и ст. 6 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 г. N 2733/489-Ш-ОЗ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга утвержден постановлением администрации города от 25.02.2010 г. N 1103-п л.д. 34).
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействительным вышеуказанного постановления администрации г. Оренбурга в части отказа Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у жилищной комиссии правовых основании для постановки Д.Н. на учет по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Д.Н. не представил в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющегося у него в собственности жилого помещения.
Учитывая, что Д.Н. просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с аварийностью дома и отсутствием удобств, суд пришел к правильному выводу о том, что заключение о пригодности дома для проживания является документом, подтверждающим право Д.Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы.
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора г. Оренбурга в интересах Д.Н.
Довод кассационного представления прокурора о том, что комиссия по жилищным вопросам вправе была запросить в администрации города сведения о пригодности для проживания дома..., был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно опровергнут судом, поскольку порядок и основания признания жилья непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, согласно п. п. 42, 45 которого оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признание жилого помещения непригодным для проживания проводится Комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Как установлено судом, Д.Н. в установленном порядке не обращался с заявлением о признании жилого помещения не пригодным для проживания.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, кассационное представление прокурора не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Оренбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.09.2010 N 33-4918-2010
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. N 33-4918-2010
Месяц О.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Жуковой Н.В., Булгаковой М.В. с участием прокурора Кобзарь А.П. при секретаре Н.А.В. 08 сентября 2010 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационному представлению прокурора г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2010 года по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Д.Н. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления администрации города в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад, объяснения представителя Д.Н. - Д.А., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя администрации г. Оренбурга - К., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей, что представление прокурора подлежит удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Оренбурга обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Д.Н., указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка по обращению Д.А. в интересах отца - ветерана-участника Великой Отечественной войны Д.Н. по факту отказа комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В результате проверки установлено, что 19.01.2010 г. в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Д.Н. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны. Данное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга 27.01.2010 г., и было принято решение об отказе ему в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Считает, что данное решение принято в нарушение норм действующего жилищного законодательства, поскольку гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помимо граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, признаются и граждане проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Так, при принятии указанного решения жилищной комиссией не было получено заключение о признании жилого помещения, в котором проживает Д.Н., пригодным или непригодным для проживания.
Таким образом, считает, что при принятии оспариваемого решения комиссией по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга не были приняты полные и всесторонние меры по установлению оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а именно не установлено, пригодно ли для проживания жилое помещение, в котором проживает Д.Н.
Просил суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при главе г. Оренбурга от 27.01.2010 г., утвержденное постановлением администрации г. Оренбурга от 25.02.2010 г. N 1103-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать комиссию по жилищным вопросам при главе г. Оренбурга устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу:..., в котором проживает Д.Н., с целью установления его пригодности для проживания и принятия законного и обоснованного решения.
Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд признать постановление администрации города от 25.02.2010 г. N 1103-п в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма недействительным (п. 6.2.3 приложения к постановлению администрации г. Оренбурга N 1103-п от 25.02.2010 г.).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Оренбурга Назмутдинова Г.С. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Оренбурга М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Д.Н., было отказано.
С указанным решением не согласен прокурор г. Оренбурга, в кассационном представлении он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены решения суда.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела усматривается, что Д.Н. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 64,7 кв. м, расположенный по адресу:.... В данном доме помимо собственника зарегистрирован его сын - Д.А. л.д. 15).
Д.Н. 19.01.2010 г. обратился в администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны л.д. 22).
Данное заявление Д.Н. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга и 27.01.2010 г. было принято решение об отказе Д.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и ст. 6 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 г. N 2733/489-Ш-ОЗ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга утвержден постановлением администрации города от 25.02.2010 г. N 1103-п л.д. 34).
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействительным вышеуказанного постановления администрации г. Оренбурга в части отказа Д.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у жилищной комиссии правовых основании для постановки Д.Н. на учет по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Д.Н. не представил в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющегося у него в собственности жилого помещения.
Учитывая, что Д.Н. просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с аварийностью дома и отсутствием удобств, суд пришел к правильному выводу о том, что заключение о пригодности дома для проживания является документом, подтверждающим право Д.Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы.
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора г. Оренбурга в интересах Д.Н.
Довод кассационного представления прокурора о том, что комиссия по жилищным вопросам вправе была запросить в администрации города сведения о пригодности для проживания дома..., был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно опровергнут судом, поскольку порядок и основания признания жилья непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, согласно п. п. 42, 45 которого оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признание жилого помещения непригодным для проживания проводится Комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Как установлено судом, Д.Н. в установленном порядке не обращался с заявлением о признании жилого помещения не пригодным для проживания.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, кассационное представление прокурора не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Оренбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)