Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Витюкова Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Долгополовой Н.Н.,
Белинской С.В.,
при секретаре С.М.,
рассмотрела 18 мая 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика С.А., поданной ее представителем Р., на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2011 года по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, С.А. о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, которым суд исковые требования удовлетворил.
Суд постановил признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения постановление администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 31 декабря 2010 года N 195-р в части признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий; снять С.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя ответчика С.А. - Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя истца - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Н., возражавшей против доводов жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с названным выше иском, ссылаясь в обоснование иска на следующие обстоятельства. Распоряжением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области N 195-р от 31 декабря 2010 года С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Учетное дело на С.А. было представлено в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области для выдачи ей социальной выплаты на приобретение жилья.
Действия администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области по постановке С.А. на учет нуждающейся в жилье являются незаконным, так как С.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу:, общей площадью 57,8 кв. м, является членом семьи собственника квартиры Ф.Л.И. (матерью), обеспечена учетной нормой площади жилья 15 кв. м на одного человека.
После уточнения исковых требований истец просил признать распоряжение администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 31 декабря 2010 года N 195-р в части признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным, поскольку оно противоречит ст. 5 Закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе ответчик С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального закона.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающего правовые гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 года N 72-п "О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны" главным распорядителем средств, поступающих их федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий, указанных в п. 4 настоящего Порядка граждан (в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны), является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Законом Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-ОЗ в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен порядок реализации полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 4 вышеназванного закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются граждане:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;
- Положения названного закона Оренбургской области соответствуют требованиям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При рассмотрении дела установлено, что С.А. зарегистрирована и проживает вместе с дочерью Ф.Л.И. в квартире общей площадью 57,8 кв. м по адресу:, принадлежащей Ф.Л.И. на праве собственности по договору приватизации от 04 сентября 2006 года.
Статьей 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью 2 вышеназванной нормы закона установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из смысла и содержания названной нормы следует, что супруг, а также дети и родители собственника жилого помещения, если они проживают совместно с собственником, признаются членами его семьи в силу закона. По закону они имеют равное с собственником право пользования жилым помещением, но по взаимной договоренности могут определить и другие условия пользования жилым помещением, однако, это не изменяет их правового статуса члена семьи собственника жилого помещения и гарантированных законом прав пользования жилым помещением.
Учитывая изложенное, тот факт, что по соглашению между дочерью Ф.Л.И. и матерью С.А. в пользование матери выделена комната площадью 10,7 кв. м и на 2008 - 2010 годы была установлена ее обязанность по внесению платы в сумме 2000 рублей, а также то, что мать и дочь не ведут общее хозяйство, не имеет правового значения, так как С.А. в силу закона признается членом семьи собственника жилого помещения Ф.Л.И. и имеет равное с ней право пользования жилым помещением.
Распоряжение главы администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области N 195-р от 31 декабря 2010 года о признании С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, противоречит положениям статей 31, 51 ЖК РФ, ст. 4 Закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-ОЗ. Кроме того, судом установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района был нарушен установленный порядок признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании указанного распоряжения недействительным и снятии С.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилья, предоставляемого по договору социального найма.
Доводы кассационной жалобы С.А. о том, что квартира в <...> получена мужем дочери и принадлежит только ее семье, не могут быть приняты во внимание, так как при рассмотрении дела установлено и не оспаривается С.А. тот факт, что она с 2008 года постоянно проживает вместе с дочерью в этой квартире. При вселении в квартиру С.А. как член семьи Ф.Л.И. приобрела только право пользование квартирой, а право собственности на квартиру принадлежит Ф.Л.И.
Доводы кассационной жалобы о том, что С.А. не является членом семьи Ф.Л.И., так как общего хозяйства с ней не ведет, проживает в квартиру по договору найма, состоит на обслуживании в органах социального обеспечения, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании ст. 31 ЖК РФ.
Доводы о том, что суд по собственной инициативе истребовал материалы о приватизации квартиры, но в суде их не исследовал, не могут являться основанием для отмены решения суда. Согласно ч. 1 ст. 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
Для правильно разрешения спора имеет значение факт проживания в квартире С.А. на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вопрос о том, проживала ли она в квартире на момент ее приватизации Ф.Л.И. в 2006 году, имела она или нет право на участие в приватизации, значения для рассматриваемого дела не имеют.
Поэтому нарушения норм процессуального закона, допущенные судом при истребовании материалов о приватизации квартиры и приобщении их к делу, не привели и не могли привести к неправильному разрешению дела.
Имея в виду, что судом принято правильное по существу решение, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3129/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2011 г. по делу N 33-3129/2011
Судья Витюкова Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Долгополовой Н.Н.,
Белинской С.В.,
при секретаре С.М.,
рассмотрела 18 мая 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика С.А., поданной ее представителем Р., на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2011 года по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, С.А. о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, которым суд исковые требования удовлетворил.
Суд постановил признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения постановление администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 31 декабря 2010 года N 195-р в части признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий; снять С.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения представителя ответчика С.А. - Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя истца - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Н., возражавшей против доводов жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с названным выше иском, ссылаясь в обоснование иска на следующие обстоятельства. Распоряжением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области N 195-р от 31 декабря 2010 года С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Учетное дело на С.А. было представлено в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области для выдачи ей социальной выплаты на приобретение жилья.
Действия администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области по постановке С.А. на учет нуждающейся в жилье являются незаконным, так как С.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу:, общей площадью 57,8 кв. м, является членом семьи собственника квартиры Ф.Л.И. (матерью), обеспечена учетной нормой площади жилья 15 кв. м на одного человека.
После уточнения исковых требований истец просил признать распоряжение администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 31 декабря 2010 года N 195-р в части признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным, поскольку оно противоречит ст. 5 Закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе ответчик С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального закона.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающего правовые гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 года N 72-п "О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны" главным распорядителем средств, поступающих их федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий, указанных в п. 4 настоящего Порядка граждан (в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны), является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Законом Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-ОЗ в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен порядок реализации полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 4 вышеназванного закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в частности, признаются граждане:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;
- Положения названного закона Оренбургской области соответствуют требованиям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При рассмотрении дела установлено, что С.А. зарегистрирована и проживает вместе с дочерью Ф.Л.И. в квартире общей площадью 57,8 кв. м по адресу:, принадлежащей Ф.Л.И. на праве собственности по договору приватизации от 04 сентября 2006 года.
Статьей 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью 2 вышеназванной нормы закона установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из смысла и содержания названной нормы следует, что супруг, а также дети и родители собственника жилого помещения, если они проживают совместно с собственником, признаются членами его семьи в силу закона. По закону они имеют равное с собственником право пользования жилым помещением, но по взаимной договоренности могут определить и другие условия пользования жилым помещением, однако, это не изменяет их правового статуса члена семьи собственника жилого помещения и гарантированных законом прав пользования жилым помещением.
Учитывая изложенное, тот факт, что по соглашению между дочерью Ф.Л.И. и матерью С.А. в пользование матери выделена комната площадью 10,7 кв. м и на 2008 - 2010 годы была установлена ее обязанность по внесению платы в сумме 2000 рублей, а также то, что мать и дочь не ведут общее хозяйство, не имеет правового значения, так как С.А. в силу закона признается членом семьи собственника жилого помещения Ф.Л.И. и имеет равное с ней право пользования жилым помещением.
Распоряжение главы администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области N 195-р от 31 декабря 2010 года о признании С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, противоречит положениям статей 31, 51 ЖК РФ, ст. 4 Закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-ОЗ. Кроме того, судом установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района был нарушен установленный порядок признания С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании указанного распоряжения недействительным и снятии С.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилья, предоставляемого по договору социального найма.
Доводы кассационной жалобы С.А. о том, что квартира в <...> получена мужем дочери и принадлежит только ее семье, не могут быть приняты во внимание, так как при рассмотрении дела установлено и не оспаривается С.А. тот факт, что она с 2008 года постоянно проживает вместе с дочерью в этой квартире. При вселении в квартиру С.А. как член семьи Ф.Л.И. приобрела только право пользование квартирой, а право собственности на квартиру принадлежит Ф.Л.И.
Доводы кассационной жалобы о том, что С.А. не является членом семьи Ф.Л.И., так как общего хозяйства с ней не ведет, проживает в квартиру по договору найма, состоит на обслуживании в органах социального обеспечения, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании ст. 31 ЖК РФ.
Доводы о том, что суд по собственной инициативе истребовал материалы о приватизации квартиры, но в суде их не исследовал, не могут являться основанием для отмены решения суда. Согласно ч. 1 ст. 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
Для правильно разрешения спора имеет значение факт проживания в квартире С.А. на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вопрос о том, проживала ли она в квартире на момент ее приватизации Ф.Л.И. в 2006 году, имела она или нет право на участие в приватизации, значения для рассматриваемого дела не имеют.
Поэтому нарушения норм процессуального закона, допущенные судом при истребовании материалов о приватизации квартиры и приобщении их к делу, не привели и не могли привести к неправильному разрешению дела.
Имея в виду, что судом принято правильное по существу решение, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено, доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)