Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья А.Н. Бадриев
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.А. Валишина,
судей Ф.В. Хабировой, В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2011 года, которым постановлено:
Признать отказ Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района заключить с П. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района заключить с П. договор социального найма комнаты
Взыскать с Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района в пользу П. рублей в качестве возмещения расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование иска указал, что с 12 января 1999 года он зарегистрирован и постоянно проживает в общежитии по адресу: Актом приема-передачи имущества от 02 октября 2006 года указанное общежитие было передано в собственность муниципального образования "город Альметьевск".
11 декабря 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма указанного жилого помещения, однако ответчик отказал в заключении договора. Истец просил суд признать данный отказ ответчика заключить договор социального найма незаконным и просил обязать ответчика заключить с ним указанный договор.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил также взыскать с ответчика судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме рублей и расходы на составление доверенности представителю в сумме рублей.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. Указано, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с указанными требованиями в суд.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
- 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- 4) стимулируют жилищное строительство;
- 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
- 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
3. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно статье 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что П. зарегистрирован и проживает в комнате с 12 января 1999 года, ранее являвшегося общежитием и принадлежавшего ОАО "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта".
Актом приема-передачи от 02 октября 2006 года с внесенными изменениями от 22 декабря 2008 года, указанный дом был передан в собственность муниципального образования "Город Альметьевск" и с данного дома снят статус общежития (л.д. 7).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с дома снят статус общежития и он передан в муниципальную собственность, поэтому истец обладает правом на заключение договора социального найма.
Кроме того, решение вопроса о заключении с истцом договора социального найма не зависит от включения или невключения указанного дома в программу капитального ремонта.
Доводы кассационной жалобы Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение с указанными требованиями в суд подлежат отклонению, поскольку в данном случае имеют место жилищные правоотношения, которые носят длящийся характер, поэтому вышеуказанные требования могут быть заявлены заинтересованным лицом независимо от времени отказа Исполкома.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 28.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2428/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу N 33-2428/2011
Судья А.Н. Бадриев
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.А. Валишина,
судей Ф.В. Хабировой, В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2011 года, которым постановлено:
Признать отказ Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района заключить с П. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района заключить с П. договор социального найма комнаты
Взыскать с Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района в пользу П. рублей в качестве возмещения расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование иска указал, что с 12 января 1999 года он зарегистрирован и постоянно проживает в общежитии по адресу: Актом приема-передачи имущества от 02 октября 2006 года указанное общежитие было передано в собственность муниципального образования "город Альметьевск".
11 декабря 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма указанного жилого помещения, однако ответчик отказал в заключении договора. Истец просил суд признать данный отказ ответчика заключить договор социального найма незаконным и просил обязать ответчика заключить с ним указанный договор.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил также взыскать с ответчика судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме рублей и расходы на составление доверенности представителю в сумме рублей.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. Указано, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с указанными требованиями в суд.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
- 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- 4) стимулируют жилищное строительство;
- 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
- 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
3. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно статье 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что П. зарегистрирован и проживает в комнате с 12 января 1999 года, ранее являвшегося общежитием и принадлежавшего ОАО "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта".
Актом приема-передачи от 02 октября 2006 года с внесенными изменениями от 22 декабря 2008 года, указанный дом был передан в собственность муниципального образования "Город Альметьевск" и с данного дома снят статус общежития (л.д. 7).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с дома снят статус общежития и он передан в муниципальную собственность, поэтому истец обладает правом на заключение договора социального найма.
Кроме того, решение вопроса о заключении с истцом договора социального найма не зависит от включения или невключения указанного дома в программу капитального ремонта.
Доводы кассационной жалобы Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение с указанными требованиями в суд подлежат отклонению, поскольку в данном случае имеют место жилищные правоотношения, которые носят длящийся характер, поэтому вышеуказанные требования могут быть заявлены заинтересованным лицом независимо от времени отказа Исполкома.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)