Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5889/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N 33-5889/2013


Судья Сутягина К.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Калимуллиной Е.Р., судей Ольковой А.А. и Протасовой М.М. при секретаре Кисельман Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 16.05.2013 гражданское дело
иску Ж. <...> к администрации муниципального образования "Серовский городской округ" о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Р., действующей на основании доверенности <...> на решение Серовского районного суда Свердловской области от 14.01.2013
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., судебная коллегия,

установила:

Ж. обратилась в суд с иском к администрации Серовского городского округа, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, площадью не менее <...> по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска Ж. указала, что являлась собственником индивидуального жилого дома по <...> в <...>, который <...> был поврежден в результате пожара.
В <...> году Ж. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ей предоставлена комната для временного проживания по <...>.
По заключению межведомственной комиссии от <...>, дом был признан непригодным для проживания, Ж. полагает, что имеет право на получение благоустроенного жилого помещения площадью не менее ранее занимаемого во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец Ж. и ее представитель исковые требования поддержали, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. В представленном письменном отзыве возражал против удовлетворения требований, указав на отсутствие свободных жилых помещений и денежных средств в бюджете на их приобретение.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Ж., на администрацию муниципального образования "Серовский городской округ" возложена обязанность предоставить Ж. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее <...>, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.
Оспаривая постановленное решение, представитель администрации в апелляционной жалобе указал на его незаконность и необоснованность, полагает, что судом просит решение отменить и принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле не явились о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, принимая во внимание положения части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив обжалуемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ж. проживала и зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу <...>, принадлежавшем ей на праве собственности, что подтверждается копией паспорта и свидетельства о государственной регистрации права (л. д. 6, 11). Согласно справке Отдела государственного пожарного надзора г. Серова и Серовского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <...> от <...>, <...> по адресу <...> произошел пожар, в результате пожара дом был поврежден (л. д. 13).
Заключением Межведомственной комиссии Серовского городского округа от <...> занимаемое Ж. жилое помещение признано непригодным для проживания (л. д. 18).
Постановлением администрации Серовского городского округа от 20.06.2011 N 965 Ж. признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
На обращение Ж. письмом от <...> исполняющего обязанности управляющего округом Администрации Северного управленческого округа Ж. была уведомлена, что в настоящее время в собственности городского округа отсутствует свободное жилое помещение, которое может быть предоставлено по договору социального найма, в бюджете городского округа отсутствуют денежные средства на приобретение жилого помещения. Кроме того, внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим от пожара не предусмотрено, в соответствии со статьей 57 Жилищный кодекс Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет, очередность в общем списке на <...> (л. д. 16).
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Поскольку Ж. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования <...> по <...> дом непригоден для проживания (л. д. 37, 38), указанное заключение не оспорено, Ж. в силу вышеприведенных положений ч. 1 п. 2 ст. 57 Жилищный кодекс Российской Федерации имеет право на получение жилого помещения вне очереди, соответственно у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность по предоставлению ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих его отмену, нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. ст. 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Серовского районного суда Свердловской области от 14.01.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
КАЛИМУЛЛИНА Е.Р.

Судьи
ОЛЬКОВА А.А.
ПРОТАСОВА М.М.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)