Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.11.2010 N 33-6169-2010

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2010 г. N 33-6169-2010


Занездрова К.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х.
судей областного суда Булгаковой М.В., Акчуриной Г.Ж.
при секретаре Н.
03 ноября 2010 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июля 2010 года по иску С.С. к администрации города Оренбурга о предоставлении в первоочередном порядке благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад, объяснения представителя ответчика Администрации г. Оренбурга Ж., представителя третьего лица Правительства Оренбургской области Л., поддержавших доводы жалобы, истца С.С. и его представителя Б., представителя третьего лица УВД по Оренбургской области Г.,
представителя третьего лица Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Ч., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

С.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он, как сотрудник органов внутренних дел нуждается в жилье, проживает с семьей состоящей из пяти человек: матери - С.Р., ДД.ММ.ГГГГ сестры - С.Л., жены - С.Т., сына - С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу:, жилой площадью 34,1 кв. м, общей площадью 50,1 кв. м. Решением жилищно-бытовой комиссии ОВД от 30.05.2005 г. (протокол N 2) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на очередь N 23 по улучшению жилищных условий ОВД по Промышленному району МО г. Оренбурга. Полагает, что имеет вправе претендовать на предоставление ему в первоочередном порядке отдельного благоустроенного жилья, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью, состоящую из четырех человек, общей площадью 31 кв. м.
С учетом уточненных исковых требований просил обязать администрацию города Оренбурга предоставить ему в первоочередном порядке отдельное благоустроенное жилье, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью состоящую из четырех человек: матери - С.Р., жены - С.Т., сына - С.М., общей площадью не менее 31 кв. м. Взыскать с ответчика в его пользу понесенные по делу судебные расходы: затраты на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей.
В судебное заседание истец С.С. и его представитель Б., поддержали исковые требования с учетом уточнения, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Оренбурга Ж. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица УВД по Оренбургской области Г. просила исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Ч. не возражала в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области Л. возражала в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица С.Т., С.М., С.Р. в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без их участия.
Решением суда исковые требования С.С. удовлетворены.
Суд постановил: обязать администрацию города Оренбурга предоставить С.С. в первоочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью, состоящую из четырех человек, не менее 31 кв. м, определяемой из общей площади жилого помещения, из муниципального жилищного фонда с компенсацией за счет средств Федерального бюджета; взыскать с Администрации г. Оренбурга в пользу С.С. 8000 рублей - расходы по оплате услуг представителя.
С указанным решением администрация города Оренбурга не согласна, в кассационной жалобе он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
С.С. зарегистрирован и проживает по адресу:, состав его семьи: жена - С.Т., сын - С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - С.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с договором передачи квартиры в собственность граждан от 21.05.1994 г. N 2-12789, квартира, общей площадью 50,1 кв. м, жилой площадью 34,1 кв. м принадлежит на праве собственности С.С. и С.Л. по ? доли каждому.
Из заявления С.С., поданного 28.02.2005 г. начальнику Промышленного ОВД г. Оренбурга, следует, что он просит поставить его и членов его семьи из шести человек на очередь на улучшение жилищно-бытовых условий (л.д. 121).
Жилищно-бытовая комиссия ОВД Промышленного района г. Оренбурга уведомила С.С. о необходимости представить до 28.04.2005 г. недостающие документы, необходимые для решения вопроса о постановки на учет на улучшение жилищных условий (л.д. 107).
Протоколом жилищной комиссии N 2 от 30.05.2005 г. С.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на улучшение жилищных условий по ОВД по Промышленному району МО г. Оренбурга (л.д. 103).
Согласно Списка сотрудников ОВД Промышленного района г. Оренбурга, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, утвержденным начальником ОВД Промышленного района г. Оренбурга 18.11.2005 г. С.С. стоит в указанном списке с составом семьи три человека (л.д. 58-61).
Удовлетворяя исковые требования и обязывая администрацию г. Оренбурга предоставить С.С. в первоочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение, суд сослался на то, что вопрос передачи полномочий администрации г. Оренбурга по обеспечению участковых уполномоченных милиции законодательством Оренбургской области не урегулирован и отсутствие закона по вопросу наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не является основанием для неисполнения Закона РФ "О милиции", который является законом прямого действия и который должен обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ".
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они опровергаются материалами дела и противоречат требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда РФ.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ)
Данной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
В силу ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 г. "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189 "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договору социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Судом установлено, что С.С. в администрации г. Оренбурга на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит и не состоял. Решение о постановке С.С. на учет было принято жилищно-бытовой комиссией ОВД по Промышленному району МО г. Оренбурга 30.05.2005 года, т.е. после введения в действие Жилищного Кодекса РФ. Между тем, согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189 принятие на учет граждан в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений должно осуществляться в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ. В силу Жилищного Кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления.
Учитывая, что истец не принимался на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях органом местного самоуправления, в установленном законом порядке не признавался нуждающимся в жилом помещении, следовательно, у суда не было оснований для возложения обязанности на администрацию г. Оренбурга предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в порядке предусмотренном Жилищным Кодексом РФ.
Поскольку С.С. не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и до 1 марта 2005 г., следовательно, ему не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма органом местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189. При таких обстоятельствах, применение судом положений ч. 2 ст. 6 ФЗ N 189 "О введении в действие ЖК РФ" от 29.12.2004 г. в данном случае является ошибочным, так как распространяется только на лиц, принятых на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма до 1 марта 2005 года.
Обращение С.С. 28.02.2005 г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий, не свидетельствует о том, что он был принят на учет до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ, поскольку согласно ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия заявления, временем принятия на учет признается дата принятия соответствующего решения органом (организацией) о принятии гражданина на учет.
Кроме того, удовлетворяя требования С.С. и обязывая ответчика предоставить жилое помещение исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью из четырех человек, суд исходил из того, что состав семьи С.С. с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не изменился.
С этим выводом суда согласиться нельзя, поскольку как следует из представленных материалов, С.С. на ноябрь 2005 г. состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека. Иных документов, свидетельствующих о том, что состав семьи изменился и он состоял на учете с составом семьи из четырех человек, материалы дела не содержат. Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица УВД Оренбургской области Г., С.С. был принят на учет с составом семьи три человека: он сам, его жена и ребенок, и что с момента постановки С.С. на учет в качестве нуждающегося не проверялись жилищные условия истца и состав его семьи.
При таких основаниях решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.С. отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июля 2010 года отменить. Вынести по данному делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.С. к администрации г. Оренбурга о предоставлении в первоочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - отказать. Кассационную жалобу администрации г. Оренбурга удовлетворить.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)