Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хромина А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Маклашова В.И., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. 23 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - ФИО4 на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года по делу по иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установила:
Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 21.11.2011 года N -р она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 1 человек и включена в список внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. В связи с тем, что жилье ей не предоставлено, истица просила суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 05 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Брянской области.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 08 апреля 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Брянской области на надлежащего - Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области; Администрация Брянской области освобождена от участия в деле.
29 апреля 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил по делу решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил частично, и обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в срок не позднее 180 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации было отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время функции по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и в компетенцию Брянской городской администрации не входят.
В апелляционной жалобе представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО4 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав доводы ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма с 31.10.2011 г., с составом семьи 1 человек. По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Брянской области и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", ФИО1 недвижимого имущества в собственности не имеет.
Оценивая выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации, судебная коллегия не может с ними согласиться ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей после 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории. В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно п. 9.3 Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, должно быть возложено на органы местного самоуправления. Кроме того, данные нормы не содержат в себе указаний на какие-либо сроки обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем установление соответствующих сроков в резолютивной части обжалуемого судебного решения (180 дней) является неправомерным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы, и считает необходимым отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом N 15 от 29.02.2012 г. внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а именно: п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающий внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу с 01 января 2013 года.
Согласно статье 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01 января 2013 г. не производится. В то же время, федеральным законодательством в настоящее время гарантируется право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение в пользование жилого помещения из специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, а впоследствии на условиях договора социального найма.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить исковые требования ФИО1, и обязать Брянскую городскую администрацию предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в установленном законом порядке. В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 судебная коллегия отказывает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года - отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Брянской городской администрации предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.
Председательствующий
Н.П.ПЕТРАКОВА
Судьи
областного суда
В.И.МАКЛАШОВ
Е.В.СИДОРЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 года
Судья: Хромина А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Маклашова В.И., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. 23 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - ФИО4 на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года по делу по иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установила:
Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 21.11.2011 года N -р она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 1 человек и включена в список внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. В связи с тем, что жилье ей не предоставлено, истица просила суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 05 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Брянской области.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 08 апреля 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Брянской области на надлежащего - Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области; Администрация Брянской области освобождена от участия в деле.
29 апреля 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил по делу решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил частично, и обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в срок не позднее 180 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации было отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время функции по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и в компетенцию Брянской городской администрации не входят.
В апелляционной жалобе представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО4 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав доводы ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма с 31.10.2011 г., с составом семьи 1 человек. По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Брянской области и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", ФИО1 недвижимого имущества в собственности не имеет.
Оценивая выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации, судебная коллегия не может с ними согласиться ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей после 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории. В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно п. 9.3 Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, должно быть возложено на органы местного самоуправления. Кроме того, данные нормы не содержат в себе указаний на какие-либо сроки обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем установление соответствующих сроков в резолютивной части обжалуемого судебного решения (180 дней) является неправомерным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы, и считает необходимым отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом N 15 от 29.02.2012 г. внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а именно: п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающий внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу с 01 января 2013 года.
Согласно статье 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01 января 2013 г. не производится. В то же время, федеральным законодательством в настоящее время гарантируется право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение в пользование жилого помещения из специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, а впоследствии на условиях договора социального найма.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить исковые требования ФИО1, и обязать Брянскую городскую администрацию предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в установленном законом порядке. В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 судебная коллегия отказывает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 апреля 2013 года - отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Брянской городской администрации предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании гор. Брянск, в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.
Председательствующий
Н.П.ПЕТРАКОВА
Судьи
областного суда
В.И.МАКЛАШОВ
Е.В.СИДОРЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)