Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7350/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2012 г. по делу N 33-7350/2012


Председательствующий: Гужинов А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Дьякова А.Н., Шукеновой М.А.
с участием прокурора Поповой М.Н.
при секретаре М.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области С.
на решение Муромцевского районного суда Омской области от 11 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Муромцевского района Омской области, заявленные в интересах М., удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить М., родившейся в г. Кемерово, проживающей по адресу: Омская область, во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отвечающее санитарным и социальным нормам, за счет средств бюджета (казны) Омской области, в удовлетворении остальной части требований к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области отказать".
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Прокурор Муромцевского района Омской области в интересах М. обратился в суд с иском к Министерству образования, Министерству имущественных отношений, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование указал, что М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Муромцевского МР от 09.02.2000 N 63-п, М. (Ш.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". С 05.11.1996 М. (Ш.), родители которой были лишены родительских прав, проживала и воспитывалась в семье опекуна Ш.Г. Жилье за несовершеннолетней не закреплялось. В настоящее время жилого помещения М. в собственности не имеет, по договору социального найма жилье ей не предоставлялось, проживает совместно с мужем и несовершеннолетним ребенком в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну Ш.Г.
Просил суд обязать ответчиков предоставить М. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.
Помощник прокурора Муромцевского района Омской области Зверева И.Н. М. в судебном заседании заявленные исковые требования в поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Г. в судебном заседании исковые требования не признал, но пояснил, что истица имеет право на обеспечение жилой площадью, и данная обязанность может быть возложена на соответчиков.
Представители Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области С. просит решение суда отменить и вынести решение о предоставлении жилого помещения истцу по договору социального найма в соответствии с порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п., поскольку данным постановлением утвержден порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительства). Считает, что в решении должно быть указано, в каких долях соответчики обязаны исполнять решение суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также порядок исполнения. Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, является расходным обязательством субъекта РФ, следовательно, реализация такой меры влечет расходование средств в объемах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта. Таким образом, полагает, что на Минимущество могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п. При таких обстоятельствах, Минимущество не может исполнить решение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не известили, в связи с чем, по правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение в дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных отношений Омской области С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Поповой М.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены не были.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ установлена процессуальная обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Кемерово N от Ш.И. и Ш.А. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: сына Ш. г.р. и дочери Ш. г.р. Дети переданы на попечение органам опеки и попечительства (л.д. 23 - 24).
Из Постановления Главы Администрации Муромцевского района N 423-п от 05.11.1996 следует, что Ш.Г. назначена опекуном над несовершеннолетней Ш. (л.д. 21).
Согласно данным паспорта, М. (Ш.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: Омская область,. (л.д. 16).
10.05.2010 года Ш. вступила в брак с Маминым С.Н., что следует из свидетельства о браке, у них родился сын М.А. (л.д. 22, 10).
Постановлением Главы Администрации Муромцевского района Омской области N 63-п от 09.02.2000 установлено, что Ш., находящаяся под опекой, поставлена на очередь (Список N 2) нуждающихся в жилой площади опекаемых детей, воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих закрепленного жилья из-за отсутствия жилья у родителей (л.д. 25 - 26).
Заявлением (л.д. 15) подтверждается, что М. обратилась в Администрацию Муромцевского МР Омкой области для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 11.08.2011.
Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области следует, что М. не имеет в собственности объектов недвижимости (л.д. 13, 19).
Также из справки Комитета экономики и управления муниципальной собственностью усматривается, что М. (Ш.) не является нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилья, предоставляемого по договору социального найма.
М. (Ш.), г.р. в числе собственников домовладений и квартир не значится, что следует из справки ГП Омской области "ЦТиЗ" (л.д. 20).
Из постановлений Администрации Муромцевского муниципального района, данных Единого регистрационного списка следует, что М. (Ш.) Администрацией Муромцевского муниципального района включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год, в котором значится под N 29 (л.д. 45 - 46, 47 - 48).
Таким образом, на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее "федеральный закон") определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Пункты 15, 15.1, 16, ст. 44, указанного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений по Омской области, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку Министерство имущественных отношений в жалобе указывает, на то, что не может исполнить данное решение суда, так как на него могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на данное постановление, что не влияет на законность решения и не может повлечь его отмены, по приведенным выше выводам.
Доводы жалобы о том, что решением не определены доли соответчиков в исполнении решения суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также не указан порядок исполнения решения суда, не могут повлечь отмену принятого решения, в связи с тем, что данные обстоятельства касаются вопросов исполнения решения суда в силу положений ФЗ "Об исполнительном производстве".
Поскольку при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Муромцевского районного суда Омской области от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решении суда в следующей редакции:
"Исковые требования прокурора Муромцевского района Омской области, заявленные в интересах М., удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить М., года рождения, уроженке г. Кемерово, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п.
В удовлетворении остальной части требований отказать".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)