Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Земли промышленности и иного специального назначени
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Цыдилина М.С., по доверенности от 28.12.2011 N 353,
ответчика - Объедковой И.В., по доверенности от 09.01.2013 N 06,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-1252/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Самарское ПМЭС, г. Самара к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании недействительным предписания от 02.12.2010 года в части,
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" Самарское ПМЭС (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным предписания от 02.12.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2011, в удовлетворении требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.08.2012 в передаче дела N А55-1252/2011 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра вышеназванных судебных актов в порядке надзора отказано.
Судом первой инстанции удовлетворено заявление общества от 14.09.2012 о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011 отменено, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 02.12.2010 Министерство выдало заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта внеплановой проверки от 02.12.2010. Обществу предписано в срок до 30.04.2011 заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам общества, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, путем подачи заявления в Министерство согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, подписать проект договора аренды лесных участков и провести мероприятия по очистке территории объектов, находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества.
Имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта свидетельствуют, что земельные участки, на территории которых расположены указанные объекты, используются заявителем для эксплуатации линий электропередач, дорог.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, земельные участки отнесены к категории земель промышленности.
В силу положений статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации зарегистрированные договоры аренды, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности являются юридическим актом признания государством возникновения прав ОАО "ФСК ЕЭС" на данные земельные участки и правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности.
Согласно статьям 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными. Права заявителя на спорные участки в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, требование предписания о заключении на данные земельные участки договоров аренды, как на лесные участки из состава земель лесного фонда, противоречит требованиям статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
В соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Доводы ответчика о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:0808004:6, 63:22:0000000:10, 63:22:0000000:17, 63:22:0000000:45, 63:22:0000000:14, 63:22:0000000:12, 63:22:1301001:19, 63:22:0000000:11, 63:0000000:49, 63:22:0000000:18, 63:22:0000000:13, 63:22:0000000:15, 63:22:0000000:16 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности, правомерно отклонены судами, так как фактически Министерством оспаривается кадастровый учет данных земельных участков и правомерность договоров аренды, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также право собственности заявителя на земельные участки с указанными кадастровыми номерами, зарегистрированы в установленном законом порядке.
Оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков, возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:0808004:6, 63:22:0000000:10, 63:22:0000000:17, 63:22:0000000:45, 63:22:0000000:14, 63:22:0000000:12, 63:22:1301001:19, 63:22:0000000:11, 63:0000000:49, 63:22:0000000:18, 63:22:0000000:13, 63:22:0000000:15, 63:22:0000000:16 правомерно поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, так как данный довод подтверждается материалами дела.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи Министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Положения статьи 82 Лесного Кодекса Российской Федерации не предусматривают право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров.
Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договоры аренды на лесные земельные участки в предписании не содержится, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Следовательно, требование предписания об обязании ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договоры аренды лесных участков противоречит требованиям статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 21, 43, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, в соответствии с которым, предусмотрена подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, судами правомерно удовлетворено требование заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания в части требования о заключении договора аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам общества, находящихся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, поскольку оно не соответствует положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А55-1252/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-1252/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Земли промышленности и иного специального назначени
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N А55-1252/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Цыдилина М.С., по доверенности от 28.12.2011 N 353,
ответчика - Объедковой И.В., по доверенности от 09.01.2013 N 06,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-1252/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Самарское ПМЭС, г. Самара к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании недействительным предписания от 02.12.2010 года в части,
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" Самарское ПМЭС (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным предписания от 02.12.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2011, в удовлетворении требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.08.2012 в передаче дела N А55-1252/2011 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра вышеназванных судебных актов в порядке надзора отказано.
Судом первой инстанции удовлетворено заявление общества от 14.09.2012 о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011 отменено, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 02.12.2010 Министерство выдало заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта внеплановой проверки от 02.12.2010. Обществу предписано в срок до 30.04.2011 заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам общества, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, путем подачи заявления в Министерство согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, подписать проект договора аренды лесных участков и провести мероприятия по очистке территории объектов, находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества.
Имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта свидетельствуют, что земельные участки, на территории которых расположены указанные объекты, используются заявителем для эксплуатации линий электропередач, дорог.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, земельные участки отнесены к категории земель промышленности.
В силу положений статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации зарегистрированные договоры аренды, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности являются юридическим актом признания государством возникновения прав ОАО "ФСК ЕЭС" на данные земельные участки и правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности.
Согласно статьям 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными. Права заявителя на спорные участки в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, требование предписания о заключении на данные земельные участки договоров аренды, как на лесные участки из состава земель лесного фонда, противоречит требованиям статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
В соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Доводы ответчика о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:0808004:6, 63:22:0000000:10, 63:22:0000000:17, 63:22:0000000:45, 63:22:0000000:14, 63:22:0000000:12, 63:22:1301001:19, 63:22:0000000:11, 63:0000000:49, 63:22:0000000:18, 63:22:0000000:13, 63:22:0000000:15, 63:22:0000000:16 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности, правомерно отклонены судами, так как фактически Министерством оспаривается кадастровый учет данных земельных участков и правомерность договоров аренды, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также право собственности заявителя на земельные участки с указанными кадастровыми номерами, зарегистрированы в установленном законом порядке.
Оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков, возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:0808004:6, 63:22:0000000:10, 63:22:0000000:17, 63:22:0000000:45, 63:22:0000000:14, 63:22:0000000:12, 63:22:1301001:19, 63:22:0000000:11, 63:0000000:49, 63:22:0000000:18, 63:22:0000000:13, 63:22:0000000:15, 63:22:0000000:16 правомерно поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, так как данный довод подтверждается материалами дела.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи Министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Положения статьи 82 Лесного Кодекса Российской Федерации не предусматривают право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров.
Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договоры аренды на лесные земельные участки в предписании не содержится, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Следовательно, требование предписания об обязании ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договоры аренды лесных участков противоречит требованиям статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 21, 43, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, в соответствии с которым, предусмотрена подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, судами правомерно удовлетворено требование заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания в части требования о заключении договора аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам общества, находящихся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, поскольку оно не соответствует положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А55-1252/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)