Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 17.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-128/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу N 33-128/2012


Судья Луданая Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре к Л.В., Л.С., Л.Е. о выселении, иску Л.В. к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО - Югры о признании права собственности на жилое помещение,
по кассационной жалобе ответчика Л.В. на решение Сургутского городского суда от 18 октября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, третье лицо Департамент управления делами Губернатора ХМАО - Югры к Л.В., Л.С., Л.Е. о выселении удовлетворить.
Л.В., Л.С. с несовершеннолетними членами семьи Л.Е., (дата обезличена) и Л.А., (дата обезличена) выселить из квартиры по адресу: (адрес обезличен) без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Л.В., Л.С. в равных долях в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре) тысячи рублей.
Л.В. в иске к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО - Югры, третье лицо Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков о признании права собственности на жилое помещение - отказать".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., ответчика Л.В., его представителя Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре В., представителя Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры Н., мнение прокурора Чепуренко Е.В. об отмене решения суда в части выселения, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре (далее - Управление) обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 08 июля 2010 года между Управлением и Л.В. был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), на период трудовых отношений ответчика с Управлением. (дата обезличена) Л.В. по собственному желанию уволен из органов наркоконтроля и исключен из списков личного состава Управления с (дата обезличена). Срок действия договора, установленный п. 1.1 и п. 6.3.1 договора, истек, но до настоящего времени Л.В. не принято никаких мер по возврату незаконно занимаемого жилого помещения. Просят признать Л.В. и лиц, проживающих совместно с ним, не приобретшими право пользования жилым помещением и выселить без предоставления другого жилого помещения.
Л.В. обратился в суд с иском о признании права собственности на спорное жилое помещение за ним и членами его семьи в порядке приватизации. Изменив основания исковых требований, считает, что имеет право на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения в соответствии с п. 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года за N 613, так как его выслуга в календарном исчислении составила более 20 лет.
В судебном заседании представитель Управления В. поддержал исковые требования о выселении, указав, что требование о признании Л.В. и членов его семьи не приобретшими право пользования жилым помещением заявлено излишне. Исковые требования Л.В. считает необоснованными. Спорное жилое помещение предоставлено Л.В. временно на период трудовых отношений в органах наркоконтроля.
Представитель Департамента по управлению Делами Губернатора ХМАО - Югры (далее - Департамент) в суд не явился, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменные возражения.
Ответчик Л.В. в суд не явился, в письменном заявлении указывает на желание участвовать в судебном заседании лично, в связи с заболеванием просит судебное заседание отложить на более поздний срок.
Представитель ответчика Л.В. Б. считает, что исковые требования Управления о выселении не подлежат удовлетворению, так как Л.В., имеющий календарную выслугу более 20 лет, имеет право на закрепление за ним жилого помещения в собственность. Для реализации права Л.В. на получение жилого помещения в собственность не имеет значение принадлежность спорного жилого помещения на праве собственности ХМАО - Югре.
Ответчики Л.С. и Л.Е. в суд не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик Л.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, в судебном заседании, п. 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судебную практику. Считает несостоятельным вывод суда о том, что спорная квартира является собственностью субъекта РФ ХМАО - Югры, а обеспечение сотрудников наркоконтроля жилыми помещениями осуществляется за счет федерального бюджета.
В возражении представитель Управления В. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Л.С. и Л.Е., извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (ч. 2 ст. 354 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), обсудив их и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), является собственностью субъекта РФ - ХМАО - Югры (л.д. 33), передано Управлению по договору аренды от (дата обезличена) на период трудовых отношений арендатора с Л.В., предоставлено последнему по договору найма от 08 июля 2010, заключенному с Управлением (л.д. 9-14, 16-19).
Приказом от 01 июня 2011 года Л.В. уволен из органов наркоконтроля с 22 августа 2011 года (л.д. 21). Однако вышеуказанное жилое помещение, предоставленное на период трудовых отношений с Управлением, не освободил.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о выселении Л.В. совместно с членами его семьи, суд исходил из того, что в случае прекращения трудовых (служебных) отношений между нанимателем и наймодателем договор найма жилого помещения считается расторгнутым, что является основанием для выселения ответчиков в силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ.
С данным выводом согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих такую службу, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с п. 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года за N 613 (далее - Положение о службе), за сотрудниками и лицами, уволенными со службы в органах наркоконтроля, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также за семьями сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений независимо от их размера.
Отсутствие механизма безвозмездного закрепления в собственность жилого помещения не должно ущемлять жилищные права ответчика, уволенного со службы в органах наркоконтроля, имеющего выслугу более 20 лет, в связи с чем правовые основания для принятия решения о выселении ответчиков из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения отсутствуют.
Отменяя решение суда в данной части, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, об отказе в удовлетворении иска о выселении ответчиков.
Что касается признания права собственности на жилое помещение, то, в силу статьи 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений возможна только в порядке приватизации. При этом в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования. Л.В. занимает жилое помещение на условиях договора коммерческого найма, в связи с чем он не может безвозмездно приобрести данное жилое помещение в собственность в порядке ст. 126 Положения о службе и приватизации.
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении иска Л.В. является правильным. Оснований для отмены решения суда в данной части по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского городского суда от 18 октября 2011 года в части удовлетворения иска Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре к Л.В., Л.С., Л.Е. о выселении отменить, принять в данной части новое решение.
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре к Л.В., Л.С., Л.Е. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), без предоставления другого жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий судья
И.Е.ИВАНОВА

Судьи
Н.Л.ВОРОНАЯ
Е.А.ДУКА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)