Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шарифуллин В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Р. Юсупова, А.С. Галиевой,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационным жалобам Н. и К. на решение Московского районного суда г. Казани от 26 апреля 2011 года, которым К. в удовлетворении исковых требований о признании права на улучшение жилищных условий отказано.
Проверив материалы дела, выслушав К. и Н., поддержавших кассационные жалобы, представителя МУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - З., возражавшего удовлетворению жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к МУ "Администрация Московского районов ИКМО г. Казани" о признании за ней право на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, указав, что зарегистрирована в жилом помещении - двухкомнатной квартире, общей площадью 47,5 кв. м, жилой площадью 30,7 кв. м, которая принадлежит на праве собственности ее дочери - ФИО8 Ответчик в удовлетворении заявления истца о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказал.
Представитель ответчика МУ "Администрация Московского районов ИКМО г. Казани" - М. с иском не согласилась.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационных жалобах ФИО8 и ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе ФИО8 указывается, что ненадлежащим образом оформлен акт о проживании, содержание протокола судебного заседания не соответствует действительности, ФИО2 не является членом семьи собственника квартиры.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников никой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), стоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших мерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии п. п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением руководителя Исполкома муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N 1401 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12 кв. м общей площади жилого помещения.
Установлено, что К. является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истица собственного жилья на территории г. Казани не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовала, проживает в квартире, принадлежащей ее дочери - ФИО8 на общей площади 47,5 кв. м
21.12.2009 г. в удовлетворении заявления К. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчик отказал, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилья на истца превышает учетную норму площади, по которой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований К. о признании права на улучшение жилищных условий является обоснованным.
Доводы жалоб о том, что ненадлежащим образом оформлен акт о проживании и содержание протокола судебного заседания не соответствует действительности, подлежат отклонению, поскольку были предметом разбирательства суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы о том, что К. не является членом семьи собственника квартиры, подлежит отклонению, так как правового значения по разрешению данного спора не имеет.
Суд с учетом положений п. п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и постановления руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 12.07.2006 N 1401 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ" обоснованно отказал истице в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.
Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационных жалоб судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Казани от 26 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО8 и К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 16.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7457/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. по делу N 33-7457/2011
Судья: Шарифуллин В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Р. Юсупова, А.С. Галиевой,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационным жалобам Н. и К. на решение Московского районного суда г. Казани от 26 апреля 2011 года, которым К. в удовлетворении исковых требований о признании права на улучшение жилищных условий отказано.
Проверив материалы дела, выслушав К. и Н., поддержавших кассационные жалобы, представителя МУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - З., возражавшего удовлетворению жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к МУ "Администрация Московского районов ИКМО г. Казани" о признании за ней право на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, указав, что зарегистрирована в жилом помещении - двухкомнатной квартире, общей площадью 47,5 кв. м, жилой площадью 30,7 кв. м, которая принадлежит на праве собственности ее дочери - ФИО8 Ответчик в удовлетворении заявления истца о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказал.
Представитель ответчика МУ "Администрация Московского районов ИКМО г. Казани" - М. с иском не согласилась.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационных жалобах ФИО8 и ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе ФИО8 указывается, что ненадлежащим образом оформлен акт о проживании, содержание протокола судебного заседания не соответствует действительности, ФИО2 не является членом семьи собственника квартиры.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников никой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), стоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших мерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии п. п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением руководителя Исполкома муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N 1401 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12 кв. м общей площади жилого помещения.
Установлено, что К. является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истица собственного жилья на территории г. Казани не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовала, проживает в квартире, принадлежащей ее дочери - ФИО8 на общей площади 47,5 кв. м
21.12.2009 г. в удовлетворении заявления К. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчик отказал, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилья на истца превышает учетную норму площади, по которой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований К. о признании права на улучшение жилищных условий является обоснованным.
Доводы жалоб о том, что ненадлежащим образом оформлен акт о проживании и содержание протокола судебного заседания не соответствует действительности, подлежат отклонению, поскольку были предметом разбирательства суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы о том, что К. не является членом семьи собственника квартиры, подлежит отклонению, так как правового значения по разрешению данного спора не имеет.
Суд с учетом положений п. п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и постановления руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 12.07.2006 N 1401 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ" обоснованно отказал истице в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.
Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационных жалоб судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Казани от 26 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО8 и К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)