Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья А.В. Пахомов
Докладчик Г.К. Екония
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова Ю.П. Тамарова
с участием секретаря судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 мая 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
Ш.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска Ш.И. указала на то, что <дата> сгорел принадлежащий ее семье дом, расположенный по адресу: <адрес>. Другого жилья у нее не имеется.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от <дата> сгоревший дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> она признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
<Дата> она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием предоставить ей вне очереди жилое помещение, на что ответа не получила.
Просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в границах города Саранска (л.д. 1 - 2).
В последующем Ш.И. предъявленный иск уточнила и дополнительно указала на то, что <дата> она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей вне очереди жилое помещение, на что ответа не получила.
<Дата> Администрация городского округа Саранск незаконно отказала ей в постановке на указанный учет.
Просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от <дата> в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав городскую администрацию признать ее нуждающейся в жилом помещении, принять на учет и предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в границах города Саранска (л.д. 72 - 73, 74).
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года предъявленные исковые требования удовлетворены, и суд:
- признал незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от <дата> в признании Ш.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- обязал Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- обязал Администрацию городского округа Саранск предоставить Ш.И. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 46,2 квадратных метров в границах <адрес>.
Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с Администрации городского округа Саранск государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д. 96 - 99).
Администрация городского округа Саранск подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что: в нарушение норм процессуального права истица изменила основание и предмет иска, а суд принял уточненные исковые требования; постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> истице отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанное постановление истицей не оспаривается и сохраняет юридическое значение; истица не указала, на какой учет ее следует поставить; суд вышел за пределы заявленных требований и обязал городскую администрацию принять истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; истица представила не все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (не представила паспорт на жилой дом и справку о составе семьи); в качестве правоустанавливающего документа истица представила договор от <дата> на 31/200 доли жилого дома общей площадью 76,7 квадратных метров (то есть ее доля 11,9 квадратных метров); оспариваемый отказ городской администрации не противоречит статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации; истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принята, и суд преждевременно решил вопрос о предоставлении ей жилого помещения; на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят другие граждане, поставленные на указанный учет ранее истицы и имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 101 - 104).
В судебное заседание Ш.И. (истица) и ее представитель Н., Ш.Д. (третье лицо) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ш.И. принадлежит на праве собственности 31/200 доли и 1/2 доли трехквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 63, 77 - 78).
На эти доли Ш.И. в жилом доме приходятся квартира <N> состоящая из комнаты площадью <данные изъяты> и кухни площадью <данные изъяты>, и квартира <N>, состоящая из комнаты площадью <данные изъяты> и кухни площадью <данные изъяты>. Кухня площадью <данные изъяты> является самовольной постройкой. Общая площадь квартир <N> и <N> без учета самовольной постройки составляет <данные изъяты> (л.д. 83 - 92).
<Дата> квартиры <N> и <N> жилого дома, в которых Ш.И. и ее сын Ш.Д. зарегистрированы по месту жительства, подверглись пожару (л.д. 62, 64, 76, 79 - 82).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Саранска от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 4 - 14, 50 - 60).
Сведения о правах Ш.И. и Ш.Д. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 69 - 70).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> Ш.И. и Ш.Д. признаны малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 15, 61).
<Дата> Ш.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием принять на учет и предоставить по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в границах города Саранска равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (л.д. 16).
<Дата> Ш.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
К заявлению Ш.И. приложила: копию решения суда о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу; копию постановления городской администрации о признании ее семьи малоимущей; свидетельство о рождении сына; копию договора о приобретении доли жилого дома; справку с БТИ; свидетельство о расторжении брака (л.д. 49, 75).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> Ш.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом единственным основанием для такого отказа послужило то, что Ш.И. не представила предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие право заявительницы состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 46 - 47).
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ш.И. нуждается в жилом помещении, которое должно быть ей предоставлено по договору социального найма вне очереди, а постановление городской администрации, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является незаконным.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В данном случае Ш.И. признана органом местного самоуправления малоимущей, ее жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и она не имеет другого жилья.
Поэтому, исходя из вышеуказанных законоположений, Ш.И. объективно нуждается в жилом помещении и должна быть принята городской администрацией на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом жилое помещение должно быть предоставлено Ш.И. по договору социального найма вне очереди, поскольку занимаемое Ш.И. жилое помещение признано непригодными для проживания и подлежащим сносу.
Соответственно, постановление городской администрации, которым Ш.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нельзя признать законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение норм процессуального права истица изменила основание и предмет иска, а суд принял уточненные исковые требования, отклоняются.
Первоначально истица предъявила иск о предоставлении по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения по тем основаниям, что занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В последующем, помимо указанного требования, истица просила суд признать незаконным отказ городской администрации в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав городскую администрацию признать ее нуждающейся в жилом помещении и принять на учет.
Таким образом, истица, не изменяя основания и предмета первоначального иска, лишь дополнила его новыми требованиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> истице отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанное постановление истицей не оспаривается и сохраняет юридическое значение, также отклоняются.
Оспаривая отказ городской администрации в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истица по существу оспаривала вышеуказанное постановление городской администрации.
В мотивировочной части своего решения суд первой инстанции указал на то, что данное постановление городской администрации является незаконным, и в связи с этим признал оспариваемый отказ городской администрации незаконным.
В случае неясности такого решения суда городская администрация вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда по правилам статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не указала, на какой учет ее следует поставить, также отклоняются.
Требование истицы о принятии на учет было связано с требованием о признании незаконным отказа городской администрации в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Исходя из этого, понятно, на какой учет истица требовала ее принять - на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица представила не все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (не представила паспорт на жилой дом и справку о составе семьи), также отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане должны представить в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:
- 1) заявление;
- 2) копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи нанимателя) с одновременным предъявлением подлинников указанных документов;
- 3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона Республики Мордовия для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане вправе представить следующие документы:
- 1) решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим;
- 2) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении:
- выписка из домовой книги;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи;
- справка из органов по регистрации имущественных прав, подтверждающая наличие либо отсутствие жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи.
В случае если указанные документы не были представлены гражданами самостоятельно, уполномоченный орган местного самоуправления истребует данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях.
В данном случае, подавая в городскую администрацию заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истица, в частности, представила документы о составе своей семьи (свидетельство о рождении сына, свидетельство о расторжении брака) и документы, подтверждающие ее право быть признанной нуждающейся в жилом помещении (копию решения суда о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу). При этом представленное решение суда удостоверяло тот факт, что истица занимает жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.
Остальные документы, необходимые для принятия заявительницы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в силу вышеуказанных законоположений могли быть самостоятельно запрошены городской администрацией.
Таким образом, с заявлением о постановке на учет истица представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а следовательно, истица представила предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых была возложена на заявительницу.
Предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для отказа в принятии заявительницы на указанный учет не имело места.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ городской администрации не противоречит статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, также отклоняются как не соответствующие обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в качестве правоустанавливающего документа истица представила договор от <дата> на 31/200 доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> (то есть ее доля <данные изъяты>), также отклоняются.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от <дата> Ш.И. также принадлежит на праве собственности 1/2 доли жилого дома, подвергшегося пожару (л.д. 77), и данное свидетельство в силу закона могло быть самостоятельно запрошено городской администрацией. При этом, как уже указывалось ранее, на эти доли Ш.И. в жилом доме (31/200 и 1/2 соответственно) приходятся квартиры <N> и <N>, общая площадь которых составляет <данные изъяты> (л.д. 83 - 92).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принята, и суд преждевременно решил вопрос о предоставлении ей жилого помещения, также отклоняются.
Отказ городской администрации в признании истицы нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признан судом незаконным. И то обстоятельство, что на день принятия судом решения истица не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, само по себе не исключает постановку истицы на указанный учет с предоставлением ей жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят другие граждане, поставленные на указанный учет ранее истицы и имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, также отклоняются.
Как уже указывалось ранее, согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Исходя из этого, внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. При этом Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилых помещений по договору социального найма вне очереди не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, также имеющих право на получение жилых помещений вне очереди.
Следовательно, право граждан на получение жилых помещений по договору социального найма вне очереди реализуется вне зависимости от наличия или отсутствия других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и времени принятия таких граждан на указанный учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки.
Однако внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и времени принятия таких граждан на указанный учет, настоящим Законом Республики Мордовия также не ставится.
Таким образом, вышеуказанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований и обязал городскую администрацию принять истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заслуживают внимания.
Истица заявляла требование о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данное требование подлежало удовлетворению.
Требования о принятии на иной учет истица не заявляла.
В связи с этим решение суда в части, в которой суд обязал городскую администрацию признать истицу нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит соответствующему изменению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года в части, в которой суд обязал Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, изменить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Оставить в остальной части решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-867/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N 33-867/2013
Судья А.В. Пахомов
Докладчик Г.К. Екония
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова Ю.П. Тамарова
с участием секретаря судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 мая 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
установила:
Ш.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска Ш.И. указала на то, что <дата> сгорел принадлежащий ее семье дом, расположенный по адресу: <адрес>. Другого жилья у нее не имеется.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от <дата> сгоревший дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> она признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
<Дата> она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием предоставить ей вне очереди жилое помещение, на что ответа не получила.
Просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в границах города Саранска (л.д. 1 - 2).
В последующем Ш.И. предъявленный иск уточнила и дополнительно указала на то, что <дата> она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей вне очереди жилое помещение, на что ответа не получила.
<Дата> Администрация городского округа Саранск незаконно отказала ей в постановке на указанный учет.
Просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от <дата> в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав городскую администрацию признать ее нуждающейся в жилом помещении, принять на учет и предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в границах города Саранска (л.д. 72 - 73, 74).
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года предъявленные исковые требования удовлетворены, и суд:
- признал незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от <дата> в признании Ш.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- обязал Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- обязал Администрацию городского округа Саранск предоставить Ш.И. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 46,2 квадратных метров в границах <адрес>.
Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с Администрации городского округа Саранск государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д. 96 - 99).
Администрация городского округа Саранск подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что: в нарушение норм процессуального права истица изменила основание и предмет иска, а суд принял уточненные исковые требования; постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> истице отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанное постановление истицей не оспаривается и сохраняет юридическое значение; истица не указала, на какой учет ее следует поставить; суд вышел за пределы заявленных требований и обязал городскую администрацию принять истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; истица представила не все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (не представила паспорт на жилой дом и справку о составе семьи); в качестве правоустанавливающего документа истица представила договор от <дата> на 31/200 доли жилого дома общей площадью 76,7 квадратных метров (то есть ее доля 11,9 квадратных метров); оспариваемый отказ городской администрации не противоречит статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации; истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принята, и суд преждевременно решил вопрос о предоставлении ей жилого помещения; на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят другие граждане, поставленные на указанный учет ранее истицы и имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 101 - 104).
В судебное заседание Ш.И. (истица) и ее представитель Н., Ш.Д. (третье лицо) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ш.И. принадлежит на праве собственности 31/200 доли и 1/2 доли трехквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 63, 77 - 78).
На эти доли Ш.И. в жилом доме приходятся квартира <N> состоящая из комнаты площадью <данные изъяты> и кухни площадью <данные изъяты>, и квартира <N>, состоящая из комнаты площадью <данные изъяты> и кухни площадью <данные изъяты>. Кухня площадью <данные изъяты> является самовольной постройкой. Общая площадь квартир <N> и <N> без учета самовольной постройки составляет <данные изъяты> (л.д. 83 - 92).
<Дата> квартиры <N> и <N> жилого дома, в которых Ш.И. и ее сын Ш.Д. зарегистрированы по месту жительства, подверглись пожару (л.д. 62, 64, 76, 79 - 82).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Саранска от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 4 - 14, 50 - 60).
Сведения о правах Ш.И. и Ш.Д. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 69 - 70).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> Ш.И. и Ш.Д. признаны малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 15, 61).
<Дата> Ш.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным требованием принять на учет и предоставить по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в границах города Саранска равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (л.д. 16).
<Дата> Ш.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
К заявлению Ш.И. приложила: копию решения суда о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу; копию постановления городской администрации о признании ее семьи малоимущей; свидетельство о рождении сына; копию договора о приобретении доли жилого дома; справку с БТИ; свидетельство о расторжении брака (л.д. 49, 75).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> Ш.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом единственным основанием для такого отказа послужило то, что Ш.И. не представила предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие право заявительницы состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 46 - 47).
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ш.И. нуждается в жилом помещении, которое должно быть ей предоставлено по договору социального найма вне очереди, а постановление городской администрации, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является незаконным.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В данном случае Ш.И. признана органом местного самоуправления малоимущей, ее жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и она не имеет другого жилья.
Поэтому, исходя из вышеуказанных законоположений, Ш.И. объективно нуждается в жилом помещении и должна быть принята городской администрацией на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом жилое помещение должно быть предоставлено Ш.И. по договору социального найма вне очереди, поскольку занимаемое Ш.И. жилое помещение признано непригодными для проживания и подлежащим сносу.
Соответственно, постановление городской администрации, которым Ш.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нельзя признать законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение норм процессуального права истица изменила основание и предмет иска, а суд принял уточненные исковые требования, отклоняются.
Первоначально истица предъявила иск о предоставлении по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения по тем основаниям, что занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В последующем, помимо указанного требования, истица просила суд признать незаконным отказ городской администрации в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав городскую администрацию признать ее нуждающейся в жилом помещении и принять на учет.
Таким образом, истица, не изменяя основания и предмета первоначального иска, лишь дополнила его новыми требованиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Администрации городского округа Саранск от <дата> <N> истице отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанное постановление истицей не оспаривается и сохраняет юридическое значение, также отклоняются.
Оспаривая отказ городской администрации в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истица по существу оспаривала вышеуказанное постановление городской администрации.
В мотивировочной части своего решения суд первой инстанции указал на то, что данное постановление городской администрации является незаконным, и в связи с этим признал оспариваемый отказ городской администрации незаконным.
В случае неясности такого решения суда городская администрация вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда по правилам статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не указала, на какой учет ее следует поставить, также отклоняются.
Требование истицы о принятии на учет было связано с требованием о признании незаконным отказа городской администрации в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Исходя из этого, понятно, на какой учет истица требовала ее принять - на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица представила не все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (не представила паспорт на жилой дом и справку о составе семьи), также отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане должны представить в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:
- 1) заявление;
- 2) копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи нанимателя) с одновременным предъявлением подлинников указанных документов;
- 3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона Республики Мордовия для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане вправе представить следующие документы:
- 1) решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим;
- 2) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении:
- выписка из домовой книги;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи;
- справка из органов по регистрации имущественных прав, подтверждающая наличие либо отсутствие жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи.
В случае если указанные документы не были представлены гражданами самостоятельно, уполномоченный орган местного самоуправления истребует данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях.
В данном случае, подавая в городскую администрацию заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истица, в частности, представила документы о составе своей семьи (свидетельство о рождении сына, свидетельство о расторжении брака) и документы, подтверждающие ее право быть признанной нуждающейся в жилом помещении (копию решения суда о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу). При этом представленное решение суда удостоверяло тот факт, что истица занимает жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.
Остальные документы, необходимые для принятия заявительницы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в силу вышеуказанных законоположений могли быть самостоятельно запрошены городской администрацией.
Таким образом, с заявлением о постановке на учет истица представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а следовательно, истица представила предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых была возложена на заявительницу.
Предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для отказа в принятии заявительницы на указанный учет не имело места.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ городской администрации не противоречит статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, также отклоняются как не соответствующие обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в качестве правоустанавливающего документа истица представила договор от <дата> на 31/200 доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> (то есть ее доля <данные изъяты>), также отклоняются.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от <дата> Ш.И. также принадлежит на праве собственности 1/2 доли жилого дома, подвергшегося пожару (л.д. 77), и данное свидетельство в силу закона могло быть самостоятельно запрошено городской администрацией. При этом, как уже указывалось ранее, на эти доли Ш.И. в жилом доме (31/200 и 1/2 соответственно) приходятся квартиры <N> и <N>, общая площадь которых составляет <данные изъяты> (л.д. 83 - 92).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принята, и суд преждевременно решил вопрос о предоставлении ей жилого помещения, также отклоняются.
Отказ городской администрации в признании истицы нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признан судом незаконным. И то обстоятельство, что на день принятия судом решения истица не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, само по себе не исключает постановку истицы на указанный учет с предоставлением ей жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят другие граждане, поставленные на указанный учет ранее истицы и имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, также отклоняются.
Как уже указывалось ранее, согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Исходя из этого, внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. При этом Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилых помещений по договору социального найма вне очереди не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, также имеющих право на получение жилых помещений вне очереди.
Следовательно, право граждан на получение жилых помещений по договору социального найма вне очереди реализуется вне зависимости от наличия или отсутствия других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и времени принятия таких граждан на указанный учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки.
Однако внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и времени принятия таких граждан на указанный учет, настоящим Законом Республики Мордовия также не ставится.
Таким образом, вышеуказанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований и обязал городскую администрацию принять истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заслуживают внимания.
Истица заявляла требование о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данное требование подлежало удовлетворению.
Требования о принятии на иной учет истица не заявляла.
В связи с этим решение суда в части, в которой суд обязал городскую администрацию признать истицу нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит соответствующему изменению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска от 12 февраля 2013 года в части, в которой суд обязал Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, изменить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Ш.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Оставить в остальной части решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Г.К.ЕКОНИЯ
Г.К.ЕКОНИЯ
Судьи
А.О.БАЖАНОВ
Ю.П.ТАМАРОВ
А.О.БАЖАНОВ
Ю.П.ТАМАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)