Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5427/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2012 г. по делу N 33-5427/2012


Судья: Волкова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Николаевой Н.М.,
судей: Вачковой И.Г., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на состав семьи три человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <...>".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
суд апелляционной инстанции

установил:

Истица - А.Л. обратилась в суд к мэрии г.о. Тольятти с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на состав семьи из трех человек по установленным нормам.
При этом истица утверждала, что ее семья в составе три человека с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку ее сын - ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ.рожд., страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
А.Л. со своими детьми: дочерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, и сыном ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживают в одной комнате, площадью 16,0 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках на внеочередное предоставление жилья семья А-вых значится под номером N.
Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье истице до настоящего времени не предоставлено.
Истица просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 3 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о. Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.
Суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что возможно рассмотрение дела по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти в отсутствии сторон, извещенных надлежащими образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно-установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.
Судом установлено, что семья истицы с составом три человека (истица, ее сын- ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ.рожд. и дочь-ФИО9.,ДД.ММ.ГГГГ. рожд.) зарегистрированы и проживают в комнате, площадью 16,0 кв. м, в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <...>.
Сын истицы - ФИО13 Р.Р., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 (п. 3 перечня).
Сын истицы - ФИО8 состоит на учете в <...>, является инвалидом с детства, ему установлена N группа инвалидности бессрочно.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-р/4 "О рассмотрении жилищных вопросов", истица А.Л. с составом семьи 3 человека (дочь ФИО9, сын ФИО8) принята с ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках на внеочередное предоставление жилья, семья А-вых значится под номером N.
Истице А.Л. и ее сыну ФИО8. на праве собственности принадлежит по 170/780 доли в квартире, расположенной по адресу: <...>.
Дочь истицы - ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ. рожд. жилых помещений в собственности не имеет.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав мэрию г.о. Тольятти предоставить А.Л. на семью в составе трех человек жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Возлагая на мэрию г.о. Тольятти Самарской области обязанность предоставить семье истицы жилое помещение, суд исходил из наличия у одного из них права на внеочередное предоставление ему жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, что мэрии г.о. Тольятти обладает полномочиями по самостоятельно, обеспечивает предоставлению жилья данной категории граждан лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание
Так, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя мэрии г.о. Тольятти суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как до 1 января 2005 года, так и после, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилыми помещениями инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о. Тольятти об отсутствии свободных жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, так как жилье гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 апреля 2012 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)