Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3500/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. по делу N 33-3500/2011


Председательствующий: Соколов В.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей Омского областного суда Майер В.Е., Усовой Е.И.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании 06.06.2012 года дело по частной жалобе на определение Омского районного суда Омской области от 03.05.2012, которым постановлено:
"Заявление Администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворить.
Произвести замену ответчика (должника) - Администрации Омского муниципального района Омской области на Омскую область в лице Министерства образования Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по гражданскому делу N 2-1658/2011 по иску Д. к Администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области, министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и изменить порядок исполнения судебного акта, возложив обязанность по предоставлению жилого помещения Д. на Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Решением Омского районного суда Омской области от 14.12.2011 исковые требования Д. удовлетворены, администрация Омского муниципального района Омской области обязана судом предоставить истице во внеочередном порядке благоустроенное, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Омского муниципального района Омской области, общей площадью не менее 33 кв. м за счет средств бюджета Омской области, выделяемых на эти цели.
Решение до настоящего времени не исполнено.
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда и замене стороны по делу, указав в обоснование, что исполнить решение суда о предоставлении Д. жилого помещения не представляется возможным в связи с тем, что, с 01.01.2012, категория лиц к которой отнесена и истица, обеспечивается жилой площадью по договорам социального найма в порядке установленном Правительством Омской области, уполномоченными органами являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области просит отменить определение суда, указывая, что в соответствии с п. 4, 7 Порядка обеспечения жилой площадью, по договорам социального найма, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей находящихся под опекой, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, упомянутое министерство по заявкам Министерства образования Омской области организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в муниципальных районах Омской области в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Полагая, что их обязанность возникает только после получения заявки от Министерства образования Омской области, а также ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в 5-дневный срок просили определение суда отменить и разрешить вопрос по существу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что решением Омского районного суда Омской области от 14.12.2011 г. исковые требования Д. удовлетворены.
Администрация Омского муниципального района Омской области обязана судом предоставить Д. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Омского муниципального района Омской области, общей площадью не менее 33 кв. м за счет средств бюджета Омской области, выделяемых на эти цели.
Решение вступило в законную силу 30.12.2011 г.
Удовлетворяя заявление Администрации Омского муниципального района Омской области, суд первой инстанции исходил из того, что с 01.01.2012 г. органы местного самоуправления не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма категорий граждан - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством).
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных выше норм закона следует, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 г.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 г. N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (пункт 2 указанного Порядка) являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Таким образом, поскольку с 01.01.2012 г. органы местного самоуправления не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма категорий граждан - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), у суда первой инстанции, не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Администрации Омского муниципального района Омской области.
Довод о том, что обязанность Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возникает только после получения заявки от Министерства образования Омской области не может служить основанием для отмены определения суда. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Довод о невозможности исполнения решения суда в 5-дневный срок, судебной коллегией отклоняется.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебная коллегия находит определение суда соответствующим нормам процессуального права, и не подлежащим отмене по доводам частной жалобы.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

определение Омского районного суда Омской области от 3 мая 2012 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)