Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Полиева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Михайлова Г.В.
судей: Владимирова Д.А., Поддубной О.А.,
с участием прокурора Абрамовой К.В.,
при секретаре К.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимирова Д.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога, апелляционному представлению прокурора г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 2 апреля 2013 года,
установила:
Прокурор г. Таганрога в интересах К.Д.В. обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, Администрации г. Таганрога об обязании обеспечить К.Д.В. вне очереди жилым помещением.
В обоснование иска указано, что К.Д.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители лишены родительских прав.
К.Д.В. 24 февраля 2011 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
- Прокурор г. Таганрога просит обязать Правительство Ростовской области исполнить требование п. 3 ч. 2 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обеспечить органы местного самоуправления г. Таганрога денежными средствами, необходимыми для обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области по предоставлению К.Д.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
- обязать Администрацию г. Таганрога обеспечить К.Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Представитель Администрации г. Таганрога возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в письменных возражениях исковые требования не признал.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2013 года исковые требования прокурора г. Таганрога удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию г. Таганрога после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области обеспечить К.Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворения остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор г. Таганрога подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований к Правительству Ростовской области и удовлетворить исковые требований в полном объеме.
В обоснование указано на то, что суд первой инстанции не учел, что исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложенных на органы местного самоуправления, согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, органы местного самоуправления не вправе принимать на себя бюджетные обязательства в целях приобретения жилого помещения для К.Д.В., если в областном бюджете на эти цели не предусмотрены финансовые средства.
В апелляционном представлении выражено несогласие с обязанием в решении суда первой инстанции Администрации г. Таганрога обеспечить К.Д.В. жилым помещением после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области с указанием на то, что органами государственной власти Ростовской области в течение длительного времени не выполняется обязанность профинансировать приобретение жилого помещения для К.Д.В.
При этом прокурор г. Таганрога в апелляционном представлении указывает на то, что заявленные им к Правительству Ростовской области исковые требовании направлены не на установление нового порядка межбюджетных отношений, а являются обращением за судебной защитой в целях понуждения ответчика исполнить обязанность, установленную законом.
Администрация г. Таганрога также обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и вынести новое решение, ссылаясь на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
В апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога указано, что К.Д.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2012 года по 2014 годы, в связи с чем он не лишен права быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, а одновременное обеспечение жилыми помещениями внеочередной категории граждан невозможно, поэтому среди данных граждан существует очередь в соответствии с датой постановки на учет.
Изучив обстоятельства дела и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав представителя администрации г. Таганрога и заключение прокурора Абрамовой К.В., полагавшей что решение подлежит изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013 года, предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 данного Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
При вынесении решения в части удовлетворения иска об обязании Администрации г. Таганрога предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5 Закона Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что К.Д.В. признан нуждающимся в жилом помещении еще в 2011 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему предоставлено не было.
Как усматривается из материалов дела и решения суда, родители К.Д.В. лишены родительских прав решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 февраля 1997 года.
Согласно справке, выданной МУП БТИ г. Таганрога, право собственности на объекты недвижимого имущества за К.Д.В. не зарегистрировано.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 24 февраля 2011 года К.Д.В. включен в список учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.
К.Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в трехлетний период, состоит в очереди под номером <...>.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела К.Д.В. жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию г. Таганрога обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение для К.Д.В. жилого помещения специализированного жилого фонда, суд первой инстанции исходил из того, что действующий порядок финансового обеспечения государственных полномочий, переданных Ростовской области, является нормативно установленным и решение суда не должно его подменять.
При этом обязанность по обеспечению истца жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ суд правильно возложил на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье - Администрацию г. Таганрога.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционного представления о необоснованности отказа в иске к Администрации Ростовской области подлежат отклонению, поскольку не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета, направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Ссылка Администрации г. Таганрога в апелляционной жалобе на то, что К.Д.В. не лишен права быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, поскольку он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2012 года по 2014 годы, является несостоятельной, поскольку при рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение К.Д.В. жильем реализовано не было.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционного представления о несогласии с указанием в решении на обязанность Администрации г. Таганрога обеспечить жилым помещением К.Д.В. только после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области.
В соответствии с п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РО N 539 от 25.06.2012 г., администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения граждан указанной категории.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
Следовательно, именно на Администрацию г. Таганрога Ростовской области законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем детей-сирот. При этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств из бюджета Ростовской области.
Кроме того, решение суда в данной части подменяет действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что из резолютивной части решения суда подлежат исключению слова: "после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области".
На основании пункта 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью, или в части и принять новое решение.
В связи с допущенным судом первой инстанции неправильным применением норм материального права, обжалуемое решение подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2013 года изменить, исключив из резолютивной части решения слова: "после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области".
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога и апелляционное представление прокурора г. Таганрога - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9626/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N 33-9626/2013
Судья: Полиева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Михайлова Г.В.
судей: Владимирова Д.А., Поддубной О.А.,
с участием прокурора Абрамовой К.В.,
при секретаре К.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимирова Д.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога, апелляционному представлению прокурора г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 2 апреля 2013 года,
установила:
Прокурор г. Таганрога в интересах К.Д.В. обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, Администрации г. Таганрога об обязании обеспечить К.Д.В. вне очереди жилым помещением.
В обоснование иска указано, что К.Д.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители лишены родительских прав.
К.Д.В. 24 февраля 2011 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
- Прокурор г. Таганрога просит обязать Правительство Ростовской области исполнить требование п. 3 ч. 2 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обеспечить органы местного самоуправления г. Таганрога денежными средствами, необходимыми для обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области по предоставлению К.Д.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
- обязать Администрацию г. Таганрога обеспечить К.Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Представитель Администрации г. Таганрога возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в письменных возражениях исковые требования не признал.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2013 года исковые требования прокурора г. Таганрога удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию г. Таганрога после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области обеспечить К.Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворения остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор г. Таганрога подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований к Правительству Ростовской области и удовлетворить исковые требований в полном объеме.
В обоснование указано на то, что суд первой инстанции не учел, что исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложенных на органы местного самоуправления, согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, органы местного самоуправления не вправе принимать на себя бюджетные обязательства в целях приобретения жилого помещения для К.Д.В., если в областном бюджете на эти цели не предусмотрены финансовые средства.
В апелляционном представлении выражено несогласие с обязанием в решении суда первой инстанции Администрации г. Таганрога обеспечить К.Д.В. жилым помещением после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области с указанием на то, что органами государственной власти Ростовской области в течение длительного времени не выполняется обязанность профинансировать приобретение жилого помещения для К.Д.В.
При этом прокурор г. Таганрога в апелляционном представлении указывает на то, что заявленные им к Правительству Ростовской области исковые требовании направлены не на установление нового порядка межбюджетных отношений, а являются обращением за судебной защитой в целях понуждения ответчика исполнить обязанность, установленную законом.
Администрация г. Таганрога также обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и вынести новое решение, ссылаясь на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
В апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога указано, что К.Д.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2012 года по 2014 годы, в связи с чем он не лишен права быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, а одновременное обеспечение жилыми помещениями внеочередной категории граждан невозможно, поэтому среди данных граждан существует очередь в соответствии с датой постановки на учет.
Изучив обстоятельства дела и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав представителя администрации г. Таганрога и заключение прокурора Абрамовой К.В., полагавшей что решение подлежит изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013 года, предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 данного Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
При вынесении решения в части удовлетворения иска об обязании Администрации г. Таганрога предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5 Закона Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что К.Д.В. признан нуждающимся в жилом помещении еще в 2011 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему предоставлено не было.
Как усматривается из материалов дела и решения суда, родители К.Д.В. лишены родительских прав решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 февраля 1997 года.
Согласно справке, выданной МУП БТИ г. Таганрога, право собственности на объекты недвижимого имущества за К.Д.В. не зарегистрировано.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 24 февраля 2011 года К.Д.В. включен в список учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.
К.Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в трехлетний период, состоит в очереди под номером <...>.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела К.Д.В. жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию г. Таганрога обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение для К.Д.В. жилого помещения специализированного жилого фонда, суд первой инстанции исходил из того, что действующий порядок финансового обеспечения государственных полномочий, переданных Ростовской области, является нормативно установленным и решение суда не должно его подменять.
При этом обязанность по обеспечению истца жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ суд правильно возложил на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье - Администрацию г. Таганрога.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционного представления о необоснованности отказа в иске к Администрации Ростовской области подлежат отклонению, поскольку не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета, направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Ссылка Администрации г. Таганрога в апелляционной жалобе на то, что К.Д.В. не лишен права быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, поскольку он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2012 года по 2014 годы, является несостоятельной, поскольку при рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение К.Д.В. жильем реализовано не было.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционного представления о несогласии с указанием в решении на обязанность Администрации г. Таганрога обеспечить жилым помещением К.Д.В. только после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области.
В соответствии с п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РО N 539 от 25.06.2012 г., администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения граждан указанной категории.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
Следовательно, именно на Администрацию г. Таганрога Ростовской области законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем детей-сирот. При этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств из бюджета Ростовской области.
Кроме того, решение суда в данной части подменяет действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что из резолютивной части решения суда подлежат исключению слова: "после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области".
На основании пункта 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью, или в части и принять новое решение.
В связи с допущенным судом первой инстанции неправильным применением норм материального права, обжалуемое решение подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2013 года изменить, исключив из резолютивной части решения слова: "после поступления финансовых средств из бюджета Ростовской области".
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога и апелляционное представление прокурора г. Таганрога - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)