Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2013 N 33-2615

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N 33-2615


28 мая 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Денисова Ю.А.
судей: Курчевской С.В., Трофимовой М.В.
при секретаре Е.М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению С.М.Т. к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об отмене приказа и принятии на учет инвалида Великой Отечественной войны в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж,
на решение Советского районного суда г. Воронежа от 04 марта 2013 года

установила:

С.М.Т. обратился с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, в котором просил признать приказ Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж N <...> от 26.12.2012 года "Об отказе инвалиду ВОВ С.М.Т. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" незаконным и возложении обязанности по принятию на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со дня подачи им заявления - с 30.11.2012 года.
Заявленные требования мотивировал тем, что 29.11.2012 г. он обратился в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж с заявлением о принятии его как инвалида Великой Отечественной войны 1-ой группы на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах". 26.12.2012 г. приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж N <...> ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что членами его семьи совершены действия по отчуждению жилых помещений, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении, и не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения указанных намеренных действий. Считает решение по отказу в признании его нуждающимся в жилом помещении, с учетом конституционно-правового смысла ст. 53 ЖК РФ, выявленного Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О, незаконным (л.д. 3 - 5).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 04 марта 2013 года заявленные требования С.М.Т. удовлетворены в полном объеме (л.д. 141, 142 - 144).
В апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж ставится вопрос об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного, полагая, что районным судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, регламентирующие порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д. 145, 152 - 155).
Представитель С.М.Т. по доверенности В.В.В, выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований к отмене судебного решения.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу суд не усматривает.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О ветеранах", а также Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 93-ОЗ (в редакции от 25.02.2010 г. N 4-ОЗ) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" предусмотрено, что на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 3 указанного Закона Воронежской области учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 кв. м общей площади жилого помещения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С.М.Т., являясь инвалидом 1 группы Великой Отечественной войны, 29.11.2012 года, обратился с заявлением в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 10 - 13).
С.М.Т. с 20.02.2006 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, в квартире общей площадью 30,9 кв. м, принадлежащей на праве собственности его сыну - С.В.М. Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы сын - С.В.М., внук - С.Д.В. (л.д. 9, 65, 69, 71, 78).
Постановлением администрации Красненского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от 12.01.2010 г. N 2 жилой дом по адресу: ***, принадлежащий на праве собственности С.М.Т., признан непригодным для дальнейшего проживания (л.д. 39).
Как следует из выписки из ЕГРП от 12.12.2012 г. N *** С.М.Т. 28.11.2007 г. была отчуждена принадлежащая ему на праве собственности квартира *** (л.д. 30).
Согласно выпискам из ЕГРП от 12.12.2012 г. N ***, N *** 13.08.2010 г. зарегистрировано отчуждение принадлежащей С.В.М. на праве собственности квартиры общей площадью 23,7 кв. м, расположенной по адресу: ***, и 02.11.2012 г. зарегистрировано отчуждение принадлежащей С.В.М. на праве общей долевой собственности (1/3 доля в праве собственности) квартиры общей площадью 57,4 м2 расположенной по адресу: ***; также 02.11.2012 г. зарегистрировано отчуждение принадлежащей С.Д.В. на праве общей долевой собственности (1/3 доля в праве собственности) квартиры общей площадью 57,4 м расположенной по адресу: *** (л.д. 28 - 29, 31).
Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 26.12.2012 г. за N <...> С.М.Т. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказ мотивирован тем, что членами его семьи совершены действия - отчуждение жилых помещений, в результате которых С.М.Т. может быть признан нуждающимся в жилом помещении, и не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения указанных намеренных действий (л.д. 14 - 16).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны, на момент обращения с заявлением жилого помещения ни на праве пользования по договору социального найма, ни в собственности не имеет, зарегистрирован и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности С.В.М., и обеспечен жилой площадью на каждого проживающего менее учетной нормы, соответственно имеются, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции верно отметил отсутствие доказательств намеренного ухудшения С.В.М. жилищных условий за пять лет, предшествовавших обращению с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилья, тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на ответчика.
При этом суд обоснованно принял во внимание, что сам истец, проживая с 2006 года в квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну, никаких действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, не предпринимал, а действия членов его семьи по отчуждению принадлежащей им недвижимости не могут быть расценены как ограничивающие право С.М.Т. на улучшение жилищных условий, при наличии к тому законных оснований.
Данные выводы суда согласуются с позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что в решении суда изложены с достаточной полнотой имеющие значение по делу обстоятельства, проведен анализ доказательств, вынесено оно при соблюдении норм процессуального закона и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Воронежа от 04 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)