Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2961/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N 33-2961/2013


Судья: Рудых Г.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей: Куратовой Л.В., Жабиной Н.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе фио
на решение Центрального районного суда Волгограда от 16 января 2013 года, которым исковые требования фио к администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, Министерству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Волгоградской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; о признании жилого помещения коммунальной квартирой; о понуждении к предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения - оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куратовой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

фио обратился в суд с иском к администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, Министерству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Волгоградской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; признании жилого помещения коммунальной квартирой; понуждении к предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент по жилищной политике администрации Волгограда с повторным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет, и указано, что он с заявлением и документами в администрацию Волгограда в установленном порядке не обращался, кроме того, в <адрес> по п<адрес> с учетом общей площади и зарегистрированных четырех человек, обеспеченность на одного человека превышает учетную норму. С данным отказом он не согласен, так как ранее он состоял на учете нуждающихся в жилом помещении и был снят в ДД.ММ.ГГГГ году, кроме того, общая площадь квартиры составляет <.......> кв. м, а не <.......>.м., как указано в письме. В настоящее время двое зарегистрированных в квартире вступили в брак, и количество проживающих увеличилось, составляет шесть человек, что не было учтено при принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, он проходил интернациональную службу в Афганистане, является ветераном боевых действий, в ДД.ММ.ГГГГ году из-за тяжелого ранения получил инвалидность <.......> группы, в ДД.ММ.ГГГГ году стал инвалидом бессрочно, также является пенсионером МВД. Кроме того, у него имеется заболевание "симптоматическая фокальная эпилепсия", что подтверждается справкой МУЗ "Клиническая больница N <...>" от ДД.ММ.ГГГГ, и что является основанием для предоставления ему дополнительной жилой площади и выделении отдельной комнаты для проживания. В настоящее время вынужден снимать квартиру для проживания, другого жилья ни он, ни его супруга не имеют.
Считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем после неоднократного уточнения исковых требований, просит признать незаконным отказ администрации Волгограда о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; просит признать жилое помещение коммунальной квартирой; обязать Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Волгоградской области к предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, фио обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 января 2013 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим и нуждающимся.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N <...>-п утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Согласно пункта 3 Порядка, право на получение социальной выплаты имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Волгоградской области и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ: инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке, пропавшими без вести в районах боевых действий; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов.
Следовательно, обеспечение ветеранов боевых действий и инвалидов жильем за счет средств федерального бюджета поставлено в зависимость от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленными на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Учетная норма общей площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности жильем на территории муниципального образования для решения вопросов о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждена постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N <...> в размере <.......> кв. м общей площади на одного человека.
Как установлено судом, фио на основании решения исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям включен в список N <...>, а также включен в льготный список N <...>, как участник боевых действий Афганистане.
Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> фио был снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Решением Центрального районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований фио к администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда о восстановлении в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - отказано.
Как усматривается из материалов дела, фио зарегистрирован по месту жительства в <адрес> по пр. им. <адрес>, общей площадью <.......> кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности фио, фио, фио и фио по <.......> доли.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи истца составляет <.......> кв. м (<.......> человека), что превышает установленную учетную норму <.......> кв. м, в связи с чем суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что оснований для признания фио нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод фио о том, что общая площадь <адрес> по пр. <адрес> г. Волгограда по данным БТИ составляет <.......> кв. м, поскольку даже при учете данного размера общей площади квартиры, общая площадь занимаемого истцом жилого помещения, с учетом зарегистрированных в нем граждан, также превышает установленную учетную норму в <.......> кв. м.
Учитывая вышеуказанные правовые нормы, исходя из того, что общая площадь занимаемого истцом помещения с учетом зарегистрированных в нем граждан превышает установленную учетную норму, что является препятствием в признании фио нуждающимся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, и препятствием в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что фио не обладает правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при разрешении вопроса о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих четырех обстоятельств: в квартире проживает несколько семей; в составе одной из. них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; проживание с этими больными в одной квартире невозможно; у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Поскольку совокупность установленных указанными выше нормами жилищного законодательства обязательных условий, влекущая внеочередное предоставление гражданину жилого помещения во внеочередном порядке отсутствует, суд правильно определил, что правовые основания для удовлетворения исковых требований по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отсутствуют.
Мотивы, по которым суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований фио о признании <адрес> по п<адрес> коммунальной, приведены в решении и, по мнению судебной коллегии, являются правильными.
Также суд первой инстанции обосновано отверг довод П. о том, что в отношении него должны быть применены положения Федерального закона от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", поскольку данный закон вступил в действие после увольнения истца из органов внутренних дел.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец в силу положений действующего законодательства имеет право на получение жилого помещения, поскольку с ним в комнате жилой площадью <.......>.м. проживает также его жена фио и ее <.......> фио, и кроме того, истец является инвалидом, страдает эпилепсией, были предметом судебного рассмотрения, направлены на неправильное толкование норм материального права и на неверную оценку обстоятельств и доказательств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы выводы суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, существенного нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

Решение Центрального районного суда Волгограда от 16 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)